Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Что нужно для правильного развития ребенка. Развиваем ребенка в годик

Как развивать умственные способности ребенка

Краткое содержание:
Умственные способности. Как развивать умственные способности ребенка. Развитие потребности познания окружающего мира.

Что делают родители для уничтожения потребности ребенка в познании

Недостаток любви

В первые годы жизни ребенок нуждается в огромном количестве любви:
чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько
на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, сколько,
опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда
считается, что часто брать на руки маленького ребенка — это его
баловать, постоянно показывать ему свою любовь — опять-таки баловать.
А вот японские мамы твердо знают, что чем больше любви в этом возрасте
достается ребенку, тем лучше, и постоянно носят ребенка в специальном
рюкзачке то на спине, то на груди.

Свою полную, ничем не ограниченную любовь мама должна проявлять
к своему ребенку буквально с первых часов жизни. И это — не преувеличение.
Выяснено, что дети, которых приносят матери не сразу после рождения,
а через 36 или даже 48 часов, чаще болеют неврозами ,
чем дети, которых принесли матери в первые часы жизни. По мнению
некоторых специалистов, и вероятность соматических (физических)
заболеваний, например аллергии, тоже увеличивается, если ребенка
не сразу приносят матери.

Надо с самого начала сказать, что ребенок, которому не хватает любви,
имеет не так много шансов вырасти полноценным, нормальным, а значит,
одаренным . Причем
любовь нужна не просто, что называется, в душе матери, она должна
выражаться реально — в прикосновении, в ласковых словах, в самом
присутствии матери рядом с ребенком. При этом ребенку нужна мать
не только в те моменты, когда ему плохо.

Но позднее к этому серьезному обстоятельству присоединяются и другие.

Сломанная игрушка

Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку:
сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным
отлучением от всяких игр. Это — своего рода родительское преступление.

Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он
пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально,
это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребенок не может
и ни в коем случае не должен — он должен играть с ней как можно
более активно. И многие цивилизованные родители уже поняли: если
ребенок сломал игрушку, то виновата либо промышленность, выпускающая
игрушки для детей, либо сами родители, выбравшие ребенку не подходящую
для его возраста игрушку. И никогда в этом не виноват ребенок.

«Рваное» внимание

Помимо названных, есть еще немало способов, с помощью которых родители
достаточно воюют с щедрой природой и побеждают ее. Прежде всего,
следует отметить «разорванное» внимание, формирующееся
у детей с помощью родителей очень рано. «Разорванное»
или «рваное» внимание — это неумение ребенка сосредоточиваться.
Оно связано с особенностями занятий ребенка со взрослым. Во многих
случаях, занимаясь с ребенком, взрослый отвлекается слишком часто
и по разным поводам: ответить на звонок по телефону, поставить чайник,
перелистать иллюстрированный журнал и прочее. Ребенок привыкает
к тому, что внимание постоянно переключается, как бы превращается
в лоскутное одеяло. С таким вниманием ребенок потом идет в школу
и испытывает серьезные трудности в обучении.

«Учиться — долг ребенка»

Уже перечисленного выше было бы достаточно, чтобы уничтожить познавательную
потребность в самом зародыше, однако у родителей «припасены»
еще более действенные, стратегически важные средства.

Важнейшее из них — это, конечно, климат в семье. Все знают, что
одаренные дети, как правило, вырастают в семьях, безусловно, интеллигентных,
скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах:
у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности.
Дело именно в атмосфере семьи, в системе ее основных ценностей.
Мы все живем трудно, у всех на уме одно — как прожить, однако и
в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы
стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут
при любой политической и экономической погоде духовные запросы.

У детей восьми-девяти лет выявляли познавательную
потребность, а затем и способности. Эксперимент решили провести
вместе с мамами. Проходился он несколько необычным образом. В большой
комнате было собрано много игрушек, книг, альбомов. Был даже детский
компьютер. В эту комнату приглашались мамы с детьми, и их просили
подождать — примерно минут сорок. А в этой чудесной комнате была
одна тайна — огромное, во всю комнату зеркало — не простое, а так
называемое зеркало Гезелла. Со стороны комнаты, где сидят испытуемые,
это обыкновенное зеркало, однако с обратной стороны оно прозрачное,
как оконное стекло. Таким образом, экспериментатор может наблюдать
за тем, что делают мама с ребенком в комнате. Им специально указывали,
что можно вести себя достаточно свободно, делать то, что нравится.
При этом отмечалось, что в любое время можно пройти в соседнюю комнату,
к экспериментатору, да и сам экспериментатор будет время от времени
заходить, то есть дверь не будет закрыта (этим снималась неэтичность
«подглядывания» за испытуемыми).

И вот эксперимент начался. Конечно, мамы и их дети вели себя по-разному,
и все различия можно было уложить в четыре основные стратегии.

Первая
— мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. «Давай
посмотрим этот альбом, давай поиграем в эту игру» и т. д. Это
прямое воспитательное воздействие — такова стратегия.

Вторая
— мама, оглядевшись по сторонам, видела, что в комнате
много непонятного («Что за машинки, что за странные игрушки?»)
и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во
что им играть, чем заниматься в этой комнате. Назовем эту стратегию
— «переложение ответственности».

Третья
— мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала альбом, книжку
или игрушку, которая давно ее интересовала, и прежде всего сама
погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку
возможность самостоятельно найти подходящее занятие. Это — стратегия,
условно говоря, саморазвития.

И наконец, четвертая
стратегия — самая незамысловатая: мама
просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка.
Некоторые, на всякий случай, одергивали ребенка, если он пытался
чем-нибудь заняться («сломаешь, порвешь»), хотя экспериментатор
вполне отчетливо разрешил вести себя свободно и делать все, что
нравится.

Само собой разумеется, что именно четвертая стратегия наименее благоприятна
для развития способностей. Действительно, оказалось, что у этих
мам чаще встречались недостаточно развитые дети, со слабо выраженной
системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были
потребительские (кукла Барби или жвачка с картинкой).

Однако какая стратегия оказалась наиболее благоприятной для развития
познавательной потребности? Наверное, многим покажется удивительным
тот факт, что наиболее продвинутые, развитые дети были у мам с третьей
стратегией, тех самых мам, которые углубились в свои занятия, не
очень-то, казалось бы, обращая внимание на ребенка. Но для психологов
картина не была неожиданной. Все дело в том, что дети в этих семьях,
у этих мам живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих
родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные
меры.

Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит
мать, конечно, есть, но очень невысока. А вот возможность того,
что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье
именно он — главный досуг, почти стопроцентная.

Интересно было поближе познакомиться с мамами со второй стратегией
(которые бежали к экспериментатору за помощью — что им делать).
Оказалось, они считают, что воспитывать их ребенка должны специально
для этого обученные люди, и с большой охотой отдают своих детей
в разного рода группы развития. Надо сказать, что все эти группы
— художественного, эстетического, раннего развития — несомненно,
хорошее дело, но это все же дополнение к семейному воспитанию, а
никак не замена его.

И наконец…

Завершающий удар

Все вышеперечисленные меры, конечно, достаточно успешно снижают
познавательную потребность, приводя к вполне заметной ее деформации.
Однако есть еще одно средство уже глобального характера — именно
с его помощью родители в коалиции с учителями добивают познавательную
потребность, после чего учение воспринимается ребенком уже только
как насилие.

Но прежде чем рассказать об этом «завершающем ударе» —
следует напомнить о главном условии развития способностей. Необходимо,
чтобы ребенок получал радость, удовольствие от самого процесса интеллектуальной
деятельности.
Если этого нет и ребенок выполняет умственную
деятельность по любым другим мотивам, например из послушания, из
желания получить награду (ту же пятерку), из страха наказания,
то знания ребенок таким путем, конечно, получит, но к способностям
это не будет иметь ни малейшего отношения.

И вот ребенок идет в школу. В общем-то, с охотой. Хотя часто и с
некоторым страхом — ведь его уже основательно напугали: ты невнимательный,
ты неусидчивый — учительница будет тебя ругать и т. д. и т. п. Но
вот отшумел праздник первого звонка, начались школьные будни. И
ребенок начинает постигать нехитрую школьную заповедь: учение —
это его долг. Ничего более ужасного для познавательной потребности
(и без того уже хилой) невозможно придумать.

Ребенку ежедневно, дома и в школе, родителями и учителями, вбивается
в голову, что учение — не радость, не удовольствие, а только исполнение
обязанностей. В этом, прежде всего, глубоко убеждены родители. Вот
характерная оценка. У ребенка поначалу не ладится в школе — ведь
большинство детей к школе не готовы — то писАть трудно, то высидеть
целый урок невозможно, то отвечать перед классом страшно. Вместо
того чтобы помочь ребенку, его начинают… стыдить, а то и наказывать.

«Мы для тебя ничего не жалеем, — укоряют родители, — а ты нас
позоришь». Ребенок, еще не расставшийся с мыслью о своей свободе,
заявляет: «Не хочу идти в школу». И он в чем-то прав:
ведь от школы он все-таки наивно ждал чего-то хорошего. А родители
ему на это с полным сознанием своей правоты заявляют: «Мало
ли чего ты не хочешь. Мы, может, на работу не всегда хотим ходить,
но это — наш долг, а твой долг — ходить в школу».

«В ту же дуду дудят» и учителя: «Ваш долг — учиться.
Вы обязаны учиться, обязаны получать знания». Познавательная
способность, хотя и дана ребенку от природы, уже в таком неустойчивом
состоянии, что ребенка ничего не стоит убедить в том, что учение
— тяжелая и неприятная обязанность. А еще и сами учителя искренне
уверены в этом. Да и родители не подозревают, что интеллектуальная
деятельность может и должна быть одной из самых ярких радостей в
жизни. И все. Не будет преувеличением сказать, что с началом школьного
обучения процесс развития способностей для многих детей фактически
заканчивается. Дети получают знания, в каком-то смысле становятся
более зрелыми, но способнее не становятся. Вот почему с каждым годом
им труднее и труднее учиться, вот почему все больше времени у них
уходит на домашние задания, вот почему все увеличивается нелюбовь
к школе.

Надо сказать, что мысль о том, что учение не радость, а только долг,
тягота, тяжелый, безрадостный труд, идет из глубины веков. Отсюда
и известная пословица: «Корень учения горек, зато плоды его
сладки». Однако истина в том, что если горек корень учения,
то и плодов сладких никогда не будет.

Конечно, познавательная потребность, как всякая подлинная потребность,
не может быть полностью уничтожена. И она, конечно, остается, но
в каком виде! Для одних детей вся познавательная потребность сосредоточивается
в «видике» и коллекционировании картинок от жвачек. Для
других это чтение детективов и решение кроссвордов. Для третьих
— интерес к чужой жизни (а значит, сплетни, интриги, скандалы).
Все это — эрзац-потребности.

При этом и те, и другие, и третьи убеждены, что настоящая познавательная
деятельность — серьезное чтение, наука, вообще любая сложная умственная
деятельность — это тяжелый, мучительный труд и никогда не удовольствие.
Они этим занимаются, но только если заставляют. Как-то после одной
из моих лекций на эти темы ко мне подошла учительница и с искренним
недоумением спросила: «Да разве должно быть учение радостью?
Это же невозможно. А как же учить детей труду?»

Конечно, жизнь — не развлекательная прогулка, и ребенок должен быть
готов к трудной и не всегда приятной деятельности. Все это так.
Более того, я считаю, что чувство долга необходимо воспитывать у
ребенка как можно раньше, буквально сразу после того, как он начал
ходить. И никого при этом не касается, испытывает ли он удовольствие
от этого или нет. Скорее всего, нет. И не надо. Но умственная деятельность — дело
другое. От того, как ребенок к ней относится, непосредственно, напрямую
зависит развитие способностей. Именно поэтому, пока не окрепла в
ребенке любовь к сложной умственной деятельности, пока такая деятельность
не стала его потребностью, нужно, чтобы учение было для него радостью.
К сожалению, другого выхода нет, если мы хотим, чтобы дети получали
не только знания, но чтобы еще и развивались как личности.

Психологический климат

Сам по себе климат очень часто является лишь отражением более глобальной
системы, окружающей ребенка, — своего рода семейной педагогической
системы. Самую частую в наших семьях систему точнее всего можно
обозначить как репрессивно-анархическую. Ребенку по такой педагогике
запрещается чуть ли не все, но при этом фактически, в реальности,
почти ничего не запрещается. Об этом стоит сказать подробнее.

Несомненно, что у каждого народа существует своя народная педагогическая
система. Например, много говорилось о том, что в японской
народной педагогике (а фактически и официальной, которая развивает
именно национальные традиции) ребенку до определенного возраста
все разрешено. Правда, имеющиеся немногочисленные запреты действуют
достаточно жестко, точнее, очень последовательно. По-видимому, это
наиболее разумная ситуация для маленького ребенка.

А что всегда запрещается у нас? Или все разрешается? Все зависит
обычно от настроения мамы или папы. Никаких правил нет.

Вообще ребенку забираться на подоконник
нельзя, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама его поставит:
«Помаши папе ручкой». Или — в доме вполне интеллигентных
людей, чей ребенок очень любит играть взрослым телефоном, ему, что
вполне понятно, это запрещают: телефон — не игрушка. Но вот как-то
раз, ребенок взял телефон и что-то там «названивает».
Почему? Ведь раньше запрещали. Оказывется, что у ребенка температура,
и мама, желая как-то его развеселить, сняла запрет. Что, разве это
последнее желание ребенка, и пришло роковое время про все забыть,
чтобы выполнить его каприз? А в следующий раз ребенок специально
«затемпературит», чтобы не идти в школу или чтобы просто
добиться своего. Дети это умеют. Впрочем, не только дети.

Или другой случай в той же семье.

Ребенок вытащил кастрюли и играет с ними
на полу. Начинается крик: «Это тебе не игрушки, положи тотчас
же!» Спрашивается, а почему нельзя поиграть с кастрюлями —
это действительно новая игра, что тут плохого — кастрюлю ведь после
нетрудно вымыть. Никакого разумного ответа, кроме одного: «Это
не игрушка». Самое характерное для нашего воспитания то, что
запрет на игру с кастрюлей отнюдь не постоянный: в следующий раз
маме будет не до этого, и она просто не обратит внимания на то,
чем играет ребенок. И так всегда и всюду.

Вот еще пример.

Большинству родителей понятно, что волю
необходимо развивать у ребенка с детства. Многие психологи считают,
что чуть ли не с года, с полутора. Скажем, надо добиваться, чтобы
ребенок сам убирал свои игрушки. И здесь все зависит от настроения
родителей — то мама требует порядка, то пришла в хорошем настроении,
принесла торт: «Иди, сыночек, попробуй, я сама уберу».

Так что же, в конечном счете, у нас всегда запрещается? Ребенок
живет в мире, где отсутствует определенность, где за любое действие
могут наказать, а могут и не наказать — как повезет. Все время стращают
наказаниями — а наказывают редко и несправедливо, обидно, нелепо.
Мир, в котором ребенок постоянно может быть наказан, а может и не
быть наказан, разрушает детскую психику, начиная именно с познавательной
потребности. Но если бы дело одной этой потребностью и ограничивалось!
Возникает определенная личность, рассчитывающая на «авось»,
на «как-нибудь», на кривую, которая куда-нибудь да вывезет.

Отметочная психология

Школа имеет еще немало средств, чтобы окончательно расправиться
с желанием учиться. Средства эти известны. Одно из самых мощных
— наша отметочная система. Познавательная потребность — это бескорыстная
любовь к самому процессу умственной деятельности. Отметочная система
меняет стимулы. Ребенок учится уже ради (и часто только для) отметки.
Как говорят психологи, отметка переводит мотивацию
из внутренней во внешнюю.

Наверное, многие слышали об этом, но все же в большинстве случаев
учителя считают, что вред отметок сильно преувеличен. Может быть,
их убедит эксперимент, который как-то проводился несколько лет назад
в одном из вторых классов обычной средней школы.

Психолог пришел в класс к детям и предложил
им рисовать. Можно было на выбор взять для рисования либо карандаши,
либо фломастеры. Естественно, практически все ребятишки выбрали
фломастеры, тем более что у меня они были яркими, нарядными. В следующий
раз он опять предложил ребятам порисовать на выбор фломастерами
или карандашами, но при этом объявил, что тем, кто выберет фломастер,
будет еще и награда — календарики или конфеты. Дети были приятно
удивлены, и, конечно, на этот раз с еще большим энтузиазмом выбрали
фломастеры. Так продолжалось несколько раз: дети выбирали фломастеры
и получали за это награду. Но однажды детям сказали, что они снова
могут выбирать, чем им рисовать — фломастерами или карандашами.
«А что нам будет за фломастеры?» — спросили дети.
«Ничего, — огорчил их психолог.- Кончились и календарики,
и конфеты. Вы будете работать просто так». — «У-ууу», —
сказали дети и… разобрали карандаши. Фломастеры, нарядные и удобные
для рисования, привлекали детей сами по себе, но только до тех пор,
пока не была введена награда.

А потом фломастеры стали интересны уже не сами по себе, а как средство
получить эту награду. То же происходит и при отметочном обучении:
читать и решать задачи, в принципе, интересно некоторым детям и
само по себе (тем, у кого еще жива познавательная потребность),
но как только вводится кнут и пряник отметки, то азарт переключается
именно на отметку.

Именно поэтому в младших классах не должно быть никаких отметок.
Потом они, конечно, могут быть, но в виде, скажем, зачетной системы.
А в школе до сих пор существует «накопление отметок»,
требование получить по предмету определенное количество отметок,
из которых выводится супербалл — оценка за четверть или за год.
Нашли что копить!

В качестве дополнительного средства производства заурядностей подходят
вызовы к доске помимо желания, а точнее, против желания ребенка.
Причем (как утверждают многие специалисты по дидактике) проверка
домашних заданий путем вызова к доске не только вредна в собственно
личном плане для ребенка, не только усиливает его нелюбовь к школе,
но абсолютно бесполезна, а иногда и вредна как часть учебного процесса.
Это — архаический и крайне непродуктивный способ проверки. Другое
дело, если ребенок перед классом делает какое-то сообщение, вызвался
решить новую задачу.

А как вредны для развития познавательной потребности многие открытые
уроки!

Учитель выбрал для открытого урока очень
выигрышную, по его мнению, тему — о Пушкине. Чего только не
было на уроке: и пластинки, и картинки, только что в пляс не пустился
он перед детьми. Детей развлекали на уроке, но к настоящему обучению
это не имело ни малейшего отношения.

Более того, такое сведение интереса к знаниям до уровня развлечения
мешает развитию подлинной познавательной потребности, приучая к
удовольствию от пассивного восприятия, а не к радости активной познавательной
деятельности. Нынешняя школа в том ее виде, в каком она для многих
ребят существует, направлена против познавательной потребности,
а значит, и против развития способностей. А еще и само общество,
несмотря на постоянные разговоры о необходимости растить творческих
и самостоятельно мыслящих людей, поддерживает и поощряет отнюдь
не интеллектуалов. Во всяком случае, если судить по условиям жизни.

После всего сказанного остается удивляться не тому, что большинство
детей неспособны к учению, а тому, что все же какая-то часть детей
умудряется развивать свои способности. О таких случаях и говорит
известная поговорка: «Гони природу в дверь, она проникнет через
окно».

Мальчик не любит школу, считает учение
неприятной и надоевшей обязанностью, однако дома с увлечением конструирует
— и этого достаточно, чтобы все же развивались способности. Другой
мальчишка играет в шахматы, часами сидит за компьютером — и это
работает на способности, потому что делается с радостью, с увлечением.
Девочка взахлеб читает, собрала собственную библиотеку любимых поэтов.
И этого хватает, чтобы способности пусть в усеченном виде, но развивались.
Другая девочка моделирует одежду — и это неплохо для развития.

Хорошо, что у многих детей есть интересы помимо школы. Но не все
они — развивающие, познавательные. Больше тех, кто всю познавательную
потребность свел до развлечения (таким развлечением бывает и чтение,
во многих случаях практически никак не развивающее человека). И
как не бывает одаренных детей без яркой познавательной потребности,
точно так же не может быть способных детей с такой выродившейся
потребностью в познании. Но можно ли что-нибудь сделать, если познавательная
потребность ребенка деформирована, можно ли ее как-то реанимировать?
Можно ли вернуть ребенка на путь развития способностей, проявления
какой-то его собственной одаренности? Можно, хотя в большинстве
случаев неимоверно трудно и требует от родителей, от учителя огромного
терпения, педагогической выдумки, привлечения к делу самого дефицитного
воспитательского качества — интуиции.

Так как же развивать способности?

Поощрять активность ребенка

Бельгийский ученый Нюттен провел такой эксперимент.

В экспериментальной комнате было установлено два автомата
— А и Б. Автомат А был весь блестящий, с разноцветными лампочками,
яркими ручками. Автомат Б выглядел значительно проще, в нем не было
ничего ни разноцветного, ни яркого, но зато в этом автомате ручки
можно было двигать и в зависимости от этого самому включать и выключать
лампочки.

Когда пятилетние дети, участвовавшие в эксперименте, входили в комнату,
то, конечно, они прежде всего обращали внимание на нарядный автомат
А. Поиграв с ним, они обнаруживали автомат Б, и он-то оказывался
для них самым интересным. Дети двигали ручки, включали и выключали
лампочки — словом, исследовали.

Опыт всячески видоизменялся, но вывод каждый раз оказывался неизменным
— самому нарядному, яркому объекту малыши предпочитают такой, с
которым можно активно действовать. (Вспомните, какие игрушки больше
всего любят дети.)

Сейчас ученые уже не сомневаются: познавательная потребность характеризуется
прежде всего активностью.

Научить любить чтение

Сразу оговоримся, что есть этап технического чтения, что называется,
«голый» навык, и есть этап содержательного чтения, когда
сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не
приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше
положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет. (А есть
ли четкие рецепты, как заставить полюбить себя, как человека равнодушного
превратить в любящего… Рецептов нет, а вот интуиция… Впрочем,
читайте хорошую художественную литературу.)

Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя
делать, если ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще
только техническое — то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему
(для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия.
Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять
и не уговаривать — ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте
любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать,
хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. (О психологических
маневрах скажем позже.)

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно
его маленькая победа.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их
поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого,
то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки — яркие, с крупными
буквами, где много картинок и, самое главное, яркий сюжет, за которым
интересно следить.

А теперь о маневрах — их великое множество, а вот что поможет вашему
ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно,
но читать не любит и фактически все равно находится на этапе продвинутого
технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом,
и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном
месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически перестает
хватать времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма
берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится и прочитает
ему, убили или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают
ребенка за желание читать, и читают с ним вместе — строчку ты, две
строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления
переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона,
где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит
и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то.
Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но все
же очень радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про
подарок ни слова, а говорится, что Карлсон хотел оставить ему билеты
в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И
потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее,
а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка
с чтением связывается чувство удовольствия и радости.


Метод еврейского народа

Ребенку разрешают читать только тогда, когда он хорошо себя ведет,
и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек
(или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде
книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.
Чтение — радость и праздник. И об этом ребенок должен помнить каждый
раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу
читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать
Тору (священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей
был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила
по-русски (а скорее всего, и не читала). На центральном телеграфе
ей доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное
считалось работой, требующей уже более высокой квалификации, чем
была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо
и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая
интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка
тетя Катя. И мальчик Диан решил похвалиться ей, что уже умеет читать.
Начал читать плохо, с ошибками. Тетя Катя решила повоспитывать соседского
мальчика: «Что же ты говоришь, что уже умеешь читать? Научись
как следует, тогда и хвались».

Что тут стало с матерью! «Зачем ты обижаешь моего ребенка?
— бросилась защищать сына неграмотная мать.- Он только начал читать.
А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!)». Даже через
несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием.
«Я ее выгнала, — рассказывала она, — и сказала этой
тете Кате: «Не умеешь с ребенком — не ходи сюда». И два
года не ходила она ко мне».

Дальше — больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, сидят
чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына
помочь ей — когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей вслух.
Тогда — объясняла она сыну — ручки меньше болят. Сын охотно
соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую
табуреточку и читает. Плохо еще читает, и вдруг видит слезы на глазах
у матери. «Ты чего, мама, плачешь?» — «Я вот, сынок,
неграмотна, а ты будешь ученый, много книжек прочитаешь». —
«Да, мама. Я буду ученым».

И так три раза в день. И мальчик каждый раз спрашивал мать: «Когда
пойдем картошку чистить? Когда я буду читать, чтобы у тебя ручки
не болели?»

В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку… А сейчас
он стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как
эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические
способности — это уже отдельная история.

Выводы-предложения, или «сухой остаток»

Нельзя хотя бы до школьного возраста (а лучше до 10 лет) делать
интеллектуальную деятельность только предметом долга. Школа, особенно
начальная, — это конечно, чаще всего обязанность, и если ребенок
не получает удовольствия от школьных занятий, попытайтесь хотя бы
во внешкольной деятельности утвердить у ребенка чувство и мысль,
что умственная деятельность — это радость. В высшей степени это
относится к чтению. Ребенок должен все время знать: думать — это
приятно и этого хочется. Это самое важное.

Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна
в меру. Легкая деятельность — не развивает, слишком трудная пугает
и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности
не так сложно — просто следите за ощущениями и достижениями ребенка.
Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило,
довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается
конкретное издание.

Хвалите ребенка очень осторожно. Не хвалите неуверенного ребенка
в целом, вообще («ты очень способный»), а хвалите за конкретное,
реальное дело. Не хвалите постоянно, лучше это сделать, когда работа
будет закончена.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей — games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта «Подготовка к школе игры» . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

На чтение
8 мин.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.


Игры с водой – любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.


Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.


Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.


Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира – главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Малыши, которым исполнился 1 год, любознательны и им необходимы развивающие занятия. Для развития ребёнка можно использовать подручные средства, которые заменят ему игрушки. Такие занятия очень нравятся детям.

В 1 год у ребёнка начинается период активного развития. Он начинает мыслить, наблюдать, изучать окружающий мир. Когда родители задумываются о том, чем занять годовалого ребёнка, то надо учитывать два важных фактора: развлечение малыша и его развитие. В этот период можно многому научить малыша через игру, используя различные методики. Методик развития детей от 1 года существует немало, но необходимо учитывать, что каждый малыш индивидуален. Одни дети в этом возрасте уже произносят много слов, ходят без поддержки, просятся на горшок, а вот другие детки ещё и половины этого не умеют, хоть и активно к этому стремятся. Если задаться вопросом о том, чему учить ребёнка в 1 год, то можно заметить, что все методики разбиты на такие разделы, как развитие речи, познание окружающего мира, физическое развитие и развитие мелкой моторики. Такие занятия можно проводить под контролем хороших специалистов по раннему развитию. В каждом городе существуют специальные детские центры, в которых работают преподаватели и воспитатели.

Занятия с годовалым ребёнком в домашних условиях

Занятия в группах эффективны, но основную роль играют занятия для детей от 1 года дома. Одной популярной, используемой в домашних условиях, является методика Марии Монтессори. В этой методике можно обойтись без игрушек, а материалом для занятий служат разные подручные средства. Дети с увлечением тянутся к разноцветным коробочкам, баночкам, палочкам. Главное, чтобы все предметы и материалы были в зоне досягаемости ребёнка. Он под контролем взрослых может сам выбирать занятия по душе. В методике большой акцент направлен на занятия с мелкими предметами: бусинками, пуговицами, крупой. Эти материалы малыш раскладывает по коробкам, бутылкам, сортирует по цветам. Например, можно взять две миски, в одну из которых насыпать крупу. Показать ребёнку, как с помощью ложки крупу пересыпать в другую миску. Это занятие учит малыша уверенно пользоваться ложкой, развивает мелкую моторику, координацию, логику. Развитие речи связано с определённой областью мозга. Как заниматься с ребёнком в 1 год, чтобы помочь развиться этому процессу? Известно, что массаж и развитие пальчиков малыша способствует развитию участка мозга, отвечающего за речь. Методика предлагает специальное занятие. Надо взять коробку, нарисовать на ней мордочку животного, на месте рта которого проделать отверстие. Ребёнку будет интересно кормить животное. В качестве «еды» можно использовать бусинки, макароны, пуговицы. При этом действии активно работают детские пальчики. Для этой же цели служит специальная рамочка в виде картона, обтянутая тканью. На ткани нашиты пуговицы, шнурки, бусинки. Ребенок долго может изучать эту рамку, трогая и дёргая. Важно развивать и понимание чужой речи. Во время игр, прогулок дети сталкиваются с новыми игрушками, животными, людьми. Следует акцентировать внимание ребёнка на этом, называя чётко каждое название. Постепенно он начнёт различать их и пытаться называть. Хорошо развивают речь игры-подражания, где малыш выступает в роли мяукающего котика, шипящего ёжика, что развивает образное мышление. На примере куклы малыш узнаёт, где у людей глаза, нос, уши, что он охотно показывает на родителях. Внимание стоит уделять и стишкам, которые очень любят повторять дети. В возрасте 1 года развитие всех систем ребёнка связано с физической активностью. При этом хорошо использовать развивающие занятия для детей 1 года под музыку, которая прекрасно развивает внимание, сосредоточенность, эмоциональность. Все упражнения направлены на развитие двигательных навыков. Побегайте, попрыгайте, потанцуйте с малышом. Покажите ему, как преодолеть препятствия. Пусть он пролезет под столом, перелезет через подушку. Проводя любые занятия с малышом, не ограничивайте его стремление к самостоятельности. Сделайте пространство безопасным, чтобы он активно познавал этот мир. Просто прислушивайтесь к своему чаду, помогайте ему и у него все получится.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Ко мне часто подходят на детской площадке и спрашивают: «Как вы развиваете своего ребенка?». Как так вышло, что в 1.5 года девочка знает столько слов и уже отвечает на некоторые вопросы? Самостоятельно лазит по лестницам, горкам и скалодромам не требуя вмешательства родителей? Так свободно играет с другими детками? Вы наверное ходите на какие-то развивашки в детские клубы?

На что я отвечаю, что не были мы ни в каких детских клубах, а все наши развивашки — это прогулки, книги и, конечно, мама. И в этой статье я расскажу, как развивать
любого ребенка 1-2 лет, так сказать, подручными средствами. А в конце вы найдете универсальную пошаговую инструкцию по развитию ребенка;).

Хотите развивать ребенка — развивайтесь сами

Когда мои знакомые удивляются любознательности, активности и дружелюбности моего ребенка и интересуются, как к этому прийти, я стараюсь ненавязчиво узнать: а какой образ жизни ведет сама мама? Чем занимается в свободное время? Ездит ли куда-нибудь с ребенком? Читает ли ему книги? Читает ли сама?

Чаще всего оказывается, что мама окружена домашними заботами, кое-как успевает приготовить обед на всю семью, в дневной сон малыша убирается или смотрит сериал. Многие даже жалуются, что не успевают гулять с ребенком больше 1-1.5 часов в день, столько накапливается работы! В общем, принято считать, что крутиться дома, как белка в колесе — это нормально
. Какие тут развивашки?

Но дело в том, что дети копируют, в первую очередь, маму. И на мир они будут смотреть долгое время ее глазами. Не в буквальном смысле, конечно. Но мироощущение мамы непременно передастся и ребенку.

То есть если мама подсела на мыльные оперы по телевизору, малыш будет думать, что смотреть ящик целыми днями — это хорошо. Если мама не читает книги, вряд ли этот интерес возникнет и у ребенка. А уж неправильное питание и вовсе впитывается с молоком матери…

Я знаю мам, которые не выезжают за пределы двора до трехлетнего возраста ребенка, а случается, что сидят дома целую неделю. Развивается ли ребенок в таких условиях? Конечно, куда он денется. Но во много раз меньше, чем детки, чьи мамы не боятся выйти из зоны комфорта. А самое главное, что они развиваются сами.

Лень — враг правильного развития ребенка

Знаете, иногда на детской площадке я вижу, как мамы запрещают своим детям копаться в песочнице. Просто не пускают туда. Испачкается же! Что говорить о спортивных снарядах и лужах. Чем показывать ребенку, как залазить на турник или мыть ботинки от грязи, проще просто не разрешать подобные развлечения — это да. Но скольких впечатлений они лишают своих малышей! Именно благодаря активному познанию мира ребенок развивается так, как надо. Если же мы будем ограждать его от всего, человек вырастет ограниченным и боящимся сделать лишний шаг.

Замечаете, что с каждым годом все больше и больше трехлетних деток гуляют в коляске? Причем сидят они уже тихо и безропотно… А потому что надоело сопротивляться, невозможно достучаться до бестолковых и ленивых родителей, что ребенку нужно все это! Нужно падать и вставать, нужно каждый день учиться новому
, бегать за голубями и по лужам, лазить по самым крутым горкам. А родителям придется вместе с ним выходить из зоны комфорта.

Но нет — им лень. Это основная причина того, что многим детям сейчас ничего не интересно, кроме мультиков. Куда легче включить ребенку телевизор, чтоб отстал уже. И куда сложнее помогать малышу ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно преодолевать новые вершины
. Это огромный труд. Но он окупится, когда ты поймешь, что вырастила не очередного лентяя и оболдуя, а разностороннего, интересного и здорового человека.

Я ведь тоже человек, и тоже ленивая. О, вы не представляете, насколько. Иногда я как тот кот, который орал от того, что наступил себе на яйца, но так и не убрал лапу.
Но стараюсь, работаю над собой, хоть порой это так непросто. Да, мне тоже хочется потупить в телефоне, пока ребенок копается в песочнице или качается на качелях — это первый импульс. Но почему бы не использовать момент и не научить малыша делать куличики и находить правое и левое ушко? Почему бы не научить карабкаться по скалодрому и веревочной лестнице? Ну и что, что ребенку всего 1.5 года, пусть он развивается в соответствии со своей природной любознательностью.

Если следовать за интересом ребенка, то можно вообще очень многое открыть для себя. Поэтому чаще всего мы выходим гулять без коляски (уже с 1.3 года). Дочка идет, куда глаза глядят, и это делает прогулку интереснее! Каждый раз мы находим новые тропинки, исследуем новые места, учимся новому. Вокруг столько всего — и ручейки, и бабочки, и белочки в парке, и светофоры. Нужно не ограждать ребенка от мира
, а активно вводить его туда! Может, потому детские площадки мне еще не осточертели — мы на них не так уж часто и бываем. А еще есть один неоспоримый плюс пеших прогулок — малыш устает, лучше ест и крепче спит;).

Так что, если вы хотите знать, как развивать
ребенка в 1-2 года правильно — просто не ленитесь
. Не говорите «нет» там, где вообще-то можно сказать «а почему бы и нет?»
. Например, когда дочка повела меня на улицу с шестиполосной дорогой, я не сопротивлялась. Точнее, первая мысль была: «Ни в коем случае! Опасно! Лучше на площадку!». Но потом подумала: «Но ведь я же рядом, держу за руку, а значит, все будет хорошо». И мы пошли. Потренировали навык перехода дороги за руку, поняли, зачем нужен светофор и когда можно ступать на дорогу. Заодно и цвета повторили! Да, ребенок вполне может соблюдать ПДД в 1.5 года.

Кстати, нереальная лень меня одолевала, когда дочь снова и снова просила говорить, что изображено на картинке. Мне казалось, это никогда не закончится… Но я преодолела ее. И сейчас уже ребенок отвечает, что нарисовано. Не всегда словами, но звуками вполне понятно. И я понимаю, что все было не зря. Малышка усвоила названия различных предметов и животных, и теперь идет дальше, запоминая сказки и прося читать их снова и снова:). Еще пару лет, и научится читать любимые произведения сама, зато, я надеюсь, вырастет грамотным человеком с хорошим словарным запасом.

Если ваш ребенок не воспринимает книги — ничего страшного. Наверняка у него куча других интересов, и ваша задача — поддержать их и не лениться десять-сто-тысячу раз помочь залезть на стул, покормить куклу или поймать мячик. Ведь, если подумать, эти простые действия помогают научить преодолению препятствий, заботе и ловкости.

Развивайте ребенка правильно!

Итого у нас всего два правила для правильного развития ребенка:

1. Вести активный образ жизни и всячески вовлекать в него малыша.

2. Не лениться!

7 шагов для развития ребенка в 1-2 года

Если же вы ждете конкретных шагов и примеров, как развивать
ребенка в 1-2 года, я могу дать вам это. Вот то, что непременно нужно делать, начиная с первых месяцев после рождения:

Вот, как мне кажется, необходимое и достаточное для развития ребенка первых лет жизни. Это вполне естественно и вроде не должно вызывать вопросов — просто быть частью семьи
. Как видите, я даже не рекомендую никакие карточки и развивающие занятия — они просто не нужны! Но если вы с чем-то не согласны, будет интересно узнать ваше мнение в комментариях ниже.

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

Развивать новорожденного нужно обязательно

Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного
, не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного

В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного
, а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Развивающие игры и занятия для новорожденного

  • Выкладывание на живот

Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот
.

Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет
: старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

  • Занятия на фитболе

Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе
тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного
с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

Недавно стали мамой малыша?

А люблю того, кто скачет

Посмотрите несколько

  • Оттолкни мяч

Еще одно увлекательное упражнение с мячом
поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

  • Массаж ручек

Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки
и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет:
нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

  • Игры с погремушками

На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками
. Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет
: во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

  • Игры в ванной

Полноценно используйте время купания
для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного
. Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать»
его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

  • Музыкальные минутки

Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением
. Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

  1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
  2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
  • Танцы на руках