Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Как россия шла к десятидневным новогодним каникулам. Новогодние каникулы (первое января) Когда 1 января стало выходным днем

Новогодние каникулы (первое января)

Новый год — праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры.

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу — богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил свое название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперед, а другое — назад.

История появления праздника

Один из календарных праздников. До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю или в день весеннего равноденствия. Как свидетельство этого, сохранились оригинальные названия некоторых месяцев: октябрь лат. octo — восьмой, ноябрь лат. novem — девятый, декабрь лат. decem — десятый.

С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю).

Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года указом Президиума ВС СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в РФ и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы, и эти дни объявлены нерабочими (до того нерабочими днями были только 1 и 2 января), а с учётом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня — отдых при пятидневной рабочей неделе длится, как минимум, восемь дней (на практике, начиная с 2005 нового года — до 10 дней, включая нерабочие дни до 1 января и переносы выходных дней).

С 2012 года нерабочими праздничными днями являются дни до 8 января, а выходные, выпавшие на этот период (в 2012 году — 5 и 6 января) будут переносится на майские праздники (каждый год — на разные дни).

Новогодняя ёлка

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. Согласно традиции в доме устанавливается новогодняя ёлка. Во многих странах её ставят на Рождество и именуют рождественской ёлкой. В России длительное время существовала подобная традиция, но в 1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена Священным синодом как «немецкий обычай» и вновь разрешена специальным указом ВЛКСМ перед новым 1936 годом, но уже как Новогодняя ёлка.

Новогодний стол

При встрече Нового года близкие собираются за столом.

В варианте празднования Нового Года собравшиеся сначала «провожают» год — вспоминают, чем он запомнился или что в нём было. В 0 часов 0 минут, 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским и загадывать желание.

Автоматически-созданное изображение на основе результатов поиска Google по названию праздника.
Источник изображения: https://images.google.ru/ (электронный ресурс)

Сегодня сложно представить завершение календарного года в России без пышного празднования. Эта традиция появилась в России не так давно. Долгие годы в советское время после встречи Нового года на следующий день, 1 января, людям приходилось выходить на работу.

С принятием христианства Владимиром Святославовичем в X веке начала существование история русской церкви, и вместе с ней Новый год стали отмечать по византийскому обычаю — 1 сентября. Во времена правления Петра I система летоисчисления меняется — праздник с 1700 года начинают отмечать 1 января.

После петровской реформы церковный Новый год в России продолжали отмечать 1 сентября, а 1 января считалось праздником светским.

Так продолжалось до Великой Октябрьской революции 1917 года, после которой власти отменили все существовавшие в царском государстве праздники. На следующий год после «октябрьских» событий Россия, согласно указу Владимира Ленина, перешла на григорианский календарь — так 1 февраля 1918 года превратилось в 14-ое. С того момента Рождество стало отмечаться 7 января — вместо 25 декабря по старому стилю.

До 1929 года, когда вышло постановление СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», 1 января было нерабочим и праздничным. С принятием этого документа слово «праздники» заменили на «революционные дни».

Отмена в 1929 году Рождества привела к тому, что бывшие праздничные дни превратились в рабочие. С признание елки «поповским» обычаем стали появляться следующие агитационные слоганы: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!». «Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», — говорилось в антирелигиозной пропаганде в рождественские дни.

В первой половине 30-х годов Рождество официально не существовало — оно считалось пережитком прошлого.

Что касается Нового года, то советские власти считали его прежде всего детским праздником, отсюда — отсутствие необходимости освобождать взрослых от работы 31 декабря и 1 января.

Во время «моратория» на Новый год находились смельчаки, которые втайне все же отмечали праздник — ставили елку, плотно завешивали окна. Есть предположение, что традиция отмечать праздник застольем, а не торжественными плясками, сложилась именно в то время, когда Новый год приходилось отмечать в секрете, дабы не разбудить соседей.

Прятаться приходилось до тех пор, пока газета «Правда» 28 декабря 1935 года не опубликовала письмо государственного деятеля Павла Постышева, в котором автор выразил протест простого человека, жаждущего праздника и веселья. В своем письме он обратился к властям и призвал «устроить коллективные елки для всех». После публикации Иосиф Сталин вернул людям Новый год с нарядной елкой, однако разговоров о выходном дне 1 январе пока не шло. На следующий день после праздника народ шагал на работу.

Справедливость восторжествовала 23 декабря 1947 года, когда правительство СССР сделало 1 января выходным днем. «День 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем», — коротко сообщал текст указа. Однако в случае, когда праздничный день выпадал на выходной, он не переносился на ближайший рабочий день, а пропадал.

«Объявляя 1 января выходным днем, власти узаконивали фактически существующую практику. Поскольку,

отгуляв ночь, граждане являлись на рабочие места, мягко говоря, не в лучшей форме»,

— заявила в 1948 году куратор проходившей тогда выставки «Первый день календаря» Ирина Осипова.

Спустя почти 60 лет, в 1991 году, в дома россиян вернулось и Рождество — тогда 7 января объявили свободным от работы днем. В тот год по телевизору показывали рождественские службы и рассказывал людям о правилах проведения святого праздника.

Еще через два года — в 1993 году — россиян освободили от работы и 2 января. История продолжилась в 2004 году, когда в Трудовой кодекс внесли новые изменения и дали россиянам право отдыхать целых 5 дней — с 1 по 5 января. Вместе с празднованием Рождества 7 января — получалось шесть свободных дней.

Кто-то был доволен реформой, а кому-то даже этих шести дней не хватало для полноценного отдыха. Эти разногласия привели к тому, что в 2008 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил продлить майские праздники, сократив новогодние. При этом ранее Миронов предлагал сделать нерабочим днем 31 декабря, чтобы люди «не изображали работу, не били баклуши на рабочем месте, а лучше бы наряжали елки и готовились дома к празднику».

Четыре года спустя, в 2012 году, праздники все-таки было решено продлить до восьми дней — с 1 по 8 января. С учетом выходных праздничный «отгул» составил около 10 дней.

Власти зарубежных стран не так щедры к своим гражданам в вопросе новогодних каникул, как российские. К примеру, у американцев есть время прийти в себя после праздничных ужинов только в течение двух раздельных дней — 25 декабря и 1 января. На день больше гуляют британцы — два дня на Рождество и один день на Новый год. Если праздник выпадает на воскресенье, то им достанется бонусный понедельник.

Японская политика в вопросе выходных похожа на российскую. Еще с 1948 года японцы получили официальное право не работать с 31 декабря по 3 января.

При этом некоторые компании прекращают работы уже 29 декабря. В Северной Корее 31 декабря и 1 января считаются национальными праздниками, однако праздничные дни для местного населения — скорее повод для активной домашней работы и похода на демонстрацию, нежели для отдыха.

Несмотря на то, что в Бразилии отмечают Новый год и Рождество, выходные к этим дням не прилагаются. Время отдохнуть и веселиться у бразильцев есть в феврале, когда в течение четырех дней в стране проходит национальный карнавал. Хотя официально эти дни не считаются выходными, местным жителям в этот период точно не до работы.

В Германии, как и во многих других европейских странах, к Рождеству относятся очень трепетно. Отсюда два выходных — 25 и 26 декабря. Также в качестве бонуса у немцев выходной 1 января. Согласно иудейским традициям в Израиле Новый год (Рош-ха-Шана) в этом году отмечался с 20-22 сентября: именно в эти дни израильтяне освобождаются от работы. В Беларуси праздники начинаются 25 декабря — в день празднования католического Рождества. Продолжается веселье 30 декабря, а завершается уже 2 января.

Кстати, в эти новогодние праздники можно сходить в кинотеатры на фильм

Первым в истории
России официальным нормативным документом, полноценно регулирующим трудовые отношения, стал Кодекс законов о труде,
принятый ВЦИК 10.12.1918. Кодекс содержал Приложение к ст. 104 «Правила
об еженедельном
отдыхе и о праздничных
днях». В п.
7 этого
Приложения были перечислены нерабочие праздничные дни, установленные в память
об исторических
и общественных
событиях:
1
января – Новый Год;
22
января – день 9 января
1905 года;

12
марта – низвержение самодержавия;
19
марта – день Парижской Коммуны;
1
мая – день Интернационала;
7
ноября – день Пролетарской Революции.

Местные советы профсоюзов с согласия
Наркомата труда могли устанавливать, помимо вышеуказанных, особые дни отдыха (не свыше
10 в году).
Эти дни
полагалось согласовывать с праздниками,
принятыми в данной
местности, как правило, религиозными. Об их введении
следовало сообщать населению путем публикации. Но при
этом такие дополнительные дни отдыха не оплачивались.

Аналогичный список нерабочих праздничных дней содержался в ст. 111 Кодекса
законов о труде
1922 г. В
ст. 112 КЗоТ
1922 г.
также содержалась норма об установлении
отделами труда по соглашению с губернскими
советами профессиональных союзов особых праздничных дней отдыха (не более
десяти в год),
соответствующих местным условиям, составу населения, народным праздникам и т.п.
При этом
такие дополнительные дни отдыха также стали оплачиваться. Накануне праздничных дней и дней
отдыха длительность рабочего дня сокращалась до шести
часов, и предпраздничные
дни оплачивались как полный рабочий день.
Количество дополнительных дней отдыха постепенно сокращалось. С 1925
г. их оставили
восемь, с 1927 г.
– семь, с 1928 г.
– шесть. Вместе с тем,
Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и
112 Кодекса
законов о труде
РСФСР» добавило к Первомаю
еще один нерабочий день – 2 мая.
Таким образом, на празднование
Дня Интернационала отвели целых два дня.
День 1 января
оставался в СССР
нерабочим и праздничным
до 1929 г. Ситуация
изменилась с принятием
Постановления СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени
отдыха в предприятиях
и учреждениях,
переходящих на непрерывную
производственную неделю», в котором
понятие «праздники» было заменено на «революционные дни», когда воспрещалось производство работ. К ним
были отнесены:
22
января – день памяти 9 января
1905 г.
и памяти
В.И. Ленина;

1
и 2 мая
– дни Интернационала;
7
и 8 ноября
– дни годовщины Октябрьской революции.

Что касается Нового года, то в этот
день полагалось трудиться на общих
основаниях. 1 января
оставался в СССР
обычным рабочим днем по 1947 г.
включительно.
В 1945 г.
к всеобщим
государственным праздникам добавился День Победы – 9 мая.
Однако к 1948 г.
он утратил
статус нерабочего, хотя и считался
праздничным в связи
с вступлением
в силу
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23.12.1947.
Благодаря данному Указу 1 января
вновь стал новогодним нерабочим праздником. День Победы
оставался трудовым до 1965 г.,
когда Л.И. Брежнев
в честь
20-летия с окончания
Великой Отечественной войны подписал Указ о признании
9 мая
нерабочим праздничным днем.
В середине 1960-х гг. получил новое название первомайский праздник: День Интернационала (1 и 2 мая)
переименовали в День
международной солидарности трудящихся.
С 1966 года,
в соответствии
с Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая
1965 года,
Международный женский день стал праздником и нерабочим
днем.
Согласно ст. 65 КЗоТ
РСФСР 1971 г.
устанавливались следующие нерабочие праздничные дни:
1
января —
Новый год;
8
марта —
Международный женский день;
1
и 2 мая —
День международной солидарности трудящихся;
9
мая —
День Победы;
7
и 8 ноября —
годовщина Великой Октябрьской социалистической революции;
5
декабря —
День Конституции СССР (с 1978 г.
перенесен на 7 октября
в связи
с принятием
новой Конституции 1977 г.).

В таком составе праздничные дни сохранились до гибели
СССР и даже
ненамного пережили его.

Источники
:

1. Кодекс законов о труде
1918 г.
(принят ВЦИК) // СПС КонсультантПлюс.
2. Постановление ВЦИК от 09.11.1922 «О введении в действие
Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.
изд. 1922 г.»
(вместе с «Кодексом Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.»).
// СПС КонсультантПлюс.
3. Постановление ВЦИК от 05.05.1925 «Об изменении ст. 112 Кодекса
Законов о Труде».
// СПС КонсультантПлюс.
4. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 27.12.1927 «Об изменении статей 111 и
112 Кодекса
Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.».
// СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление ЦИК СССР от 23.04.1928 «О праздничных днях, посвященных дню Интернационала, и об особых
днях отдыха». // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 «Об изменении статей 111 и
112 Кодекса
Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р.».
// СПС КонсультантПлюс.
7. Закон РСФСР от 09.12.1971 «Об утверждении Кодекса законов о труде
РСФСР» (вместе с Кодексом).
// СПС КонсультантПлюс.
8. Рощупкина Е. Новогодние
и майские
праздники: история с продолжением.
// Кадровик.ру —
2012, № 7.

Праздники часто представляются чем-то незыблемым – кажется, будто наши родители, бабушки с дедушками и более далекие предки всегда отмечали Новый год примерно так же и тогда же, как в наши дни. Пожилые люди, наоборот, бывают уверены, что зимние праздники «правильно» отмечались в их времена, а сейчас «испортились». Однако на деле все не так просто. График праздников меняется постоянно – не только с течением веков, но и на протяжении жизни одного поколения.

Так, 15 лет назад россияне очень удивились бы, если бы узнали, что мы не выходим на работу почти неделю после Нового года. 70 лет назад не поверили бы, что даже 1 января может являться нерабочим днем. А 120 лет назад – поинтересовались бы, зачем так серьезно относиться к Новому году, если есть Рождество, и каким образом отдых во время праздников может предписываться трудовым правом, а не церковными традициями.

Мы вспомнили, как и когда Новый год праздновался на протяжении истории нашей страны, всегда ли и для всех ли он был временем отдыха, а также поинтересовались, ждут ли нас в ближайшее время какие-то перемены в графике «зимних каникул».

Информация о календаре древних славян довольно противоречива. По одним данным, началом года считалось зимнее солнцестояние (21-22 декабря по нынешнему календарю), по другим – весеннее равноденствие (20 марта). Скорее всего, календари различались в разных славянских племенах и местностях. После того, как в конце X века Русь приняла христианство, официально стал использоваться юлианский календарь, счет времени в котором велся «от сотворения мира» (считалось, что это событие произошло в 5508 году до нашей эры).

Предполагалось, что мир был сотворен 1 марта, соответственно, именно эта дата считалась днем начала следующего года. Но в 1492 году царь Иван III
утвердил решение Московского собора о переносе Нового года на 1 сентября. Это решение было принято, чтобы соответствовать византийским традициям. В Византии начало года отсчитывали от 1 сентября, так как именно в этот день в 312 году первый христианский император Рима Константин
победил своего соперника, последнего языческого императора Рима Максентия
.

В 1699 году (то есть в 7208 году «от сотворения мира») будущий император, а на тот момент еще царь Петр I
издал указ «О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Благодаря этому Русское царство сблизилось с западными странами, где такое летосчисление применялось с VIII века. При этом григорианский календарь, используемый в католических странах с 1582 года, Петр I вводить не стал. Русское царство, а затем Российская империя продолжали использовать юлианский календарь вплоть до XX века. Поэтому в России даты на 14 дней отставали от западных.

Считалось, что Иисус Христос
родился 25 декабря, а летосчисление велось «от его рождества» – значит, Новый год следовало бы праздновать именно в этот день. Но для удобства начало года было принято отсчитывать от ближайшей ровной даты, 1 января. По инициативе Петра I в этот день в 1700 году прошло празднование Нового года в государственных масштабах. Вскоре после издания вышеупомянутого указа о смене летосчисления царь выпустил дополнительный указ, посвященный торжествам в честь этого события. На Красной площади в Москве 1 января были устроены массовые гуляния с фейерверками («огненными потехами»). Жителям столицы приказали в этот день «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», а также «из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов».

Впрочем, впоследствии в России, как и в других христианских странах, более важным праздником все-таки стали считать Рождество. В дореволюционной России этот праздник отмечался 25 декабря по юлианскому календарю, то есть за пять дней до Нового года. Новогодние торжества, таким образом, воспринимались лишь как дополнение к рождественским. То же самое происходило и в католических странах, где Рождество праздновалось (и до сих пор празднуется) 25 декабря по григорианскому календарю.

В конечном счете идея рождения Иисуса Христа слилась в сознании русских людей с архаичными представлениями о рождении юного божества, символизирующего наступление нового годичного цикла. Многие славянские традиции уцелели, став частью Святок — периода с православного Рождества (25 декабря по юлианскому календарю, 7 января по ныне действующему григорианскому) до Крещения Господня (6 января по юлианскому календарю, 19 января по григорианскому). В этот период люди занимались гаданиями, плясками, носили маскарадные костюмы. Во многом эта традиция жива до сих пор.

Что касается нерабочего времени и новогодних каникул, то в дореволюционные времена еще нельзя было говорить о трудовом праве в привычном нам варианте. Большую часть населения России составляли крестьяне, которые не являлись наемными работниками. Помещикам были важны результаты их труда, а не рабочее время. Зима являлась для крестьян естественным периодом отдыха, поэтому у них не возникало сложностей с празднованием Рождества и святочными гуляниями – особенно если учесть, что церковная традиция напрямую запрещает работу в христианские праздники.

То же касается дворян, мещан, купцов, ремесленников: о них нельзя рассуждать в категориях трудового права, отношения между работодателями и сотрудниками тех времен легче описывать в категориях военной службы (государство и дворяне-чиновники) или патриархального семейства (дворяне и слуги, ремесленники и ученики).

Более-менее приблизились к понятной нам схеме трудовых отношений фабричные рабочие XIX века. Именно в ходе урегулирования отношений между рабочими и владельцами фабрик начало зарождаться трудовое право. Однако говорить о гарантированных новогодних или каких-либо еще праздниках было еще рано. Даже длина рабочего дня не была законодательно ограничена вплоть до 1897 года. Как правило, рабочие трудились по 14-16 часов в день с понедельника по субботу. Теоретически владелец фабрики мог самостоятельно решать, давать ли им отдыхать в праздничные дни. Впрочем, христианские традиции в стране были довольно сильны, поэтому отдых в Рождество, как правило, дозволялся.

В 1897 году рабочий день ограничили для мужчин 11,5 часами (10 часами в субботу), а для женщин и детей – 10 часами во все рабочие дни, с понедельника по субботу (Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности»). Что касается праздников, то тот же закон запрещал работу в воскресенье, в Рождество, в Новый год и другие «высокоторжественные праздники» (коих насчитывалось 14 в году). Более того, в канун Рождества работа должна была оканчиваться до полудня. Правда, рабочие-мужчины могли по особому соглашению работать сверхурочно, в том числе в праздники, и многие владельцы фабрик активно этим пользовались.

Практически сразу после Октябрьской революции Россия перешла на григорианский календарь. 26 января 1918 года председатель Совета народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин
подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 года предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля. Русская православная церковь не признала это решение и пользуется юлианским календарем до сих пор. Поэтому православное Рождество (25 декабря по юлианскому календарю) стало праздноваться 7 января. Впрочем, власть это уже не волновало: после революции было объявлено об отделении церкви от государства.

Как результат, с зимними праздниками возникли большие сложности. Празднование Рождества теперь противоречило официальной атеистической идеологии. Что же касается Нового года, то он после смены календаря стал приходиться на Рождественский пост. Как известно, в период поста христиане должны соблюдать умеренность во всем, то есть ни о каких гуляниях речи идти не может. Это создало предпосылки для четкого разделения общества на два лагеря: кто-то продолжал блюсти христианские традиции, праздновал Рождество и не обращал внимания на Новый год – а кто-то принял новую идеологию, стал праздновать Новый год и не замечать Рождество. Особенно упорные сторонники юлианского календаря продолжили отмечать так называемый «старый Новый год», наступающий 14 января по григорианскому стилю. Эта традиция прижилась и сохранилась до сих пор – ее соблюдают многие россияне, даже те, кто понятия не имеет о календарной реформе.

Стоит отметить, что с Новым годом советская власть также примирилась далеко не сразу. Изначально все традиции зимних праздников (например, украшение елки) были приписаны Рождеству. С ними активно боролись как с имеющими религиозное происхождение. В СМИ и на плакатах распространялись соответствующие лозунги и стихи. Вот один из характерных примеров:

Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.

Впрочем, традиции огромной страны нельзя переломить в короткий срок. Особенно если учесть, что большевикам в ту пору приходилось решать гораздо более важные задачи, нежели формирование идеологии в отношении зимних праздников. Неизбежно возникла путаница, во многих местностях Рождество продолжали праздновать вполне официально. Сам Владимир Ленин порой посещал рождественские елки для детей, что по недоразумению оказалось отражено в официальных хрониках. Когда новая власть приступила к формированию трудового законодательства, Рождество, как один из популярных народных праздников, даже было объявлено нерабочим днем (Постановление Пленарного заседания Совета профессиональных союзов от 2 января 1919 г.). Однако уже в 1929 году это решение было отменено, а празднование Рождества запретили.

Официальная «реабилитация» традиции зимних праздников состоялась в 1935 году. В номере от 28 декабря газета «Правда» опубликовала подробное письмо Первого секретаря Киевского обкома ВКП(б) Павла Постышева
, посвященное оправданию этой традиции. Постышев писал: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?». В итоге встреча 1936 года была организована централизованно в масштабах всей страны, а наступление следующего, 1937, года отмечалось с большой помпезностью. В Москве установили две «главных» елки в парке Горького и на Манежной площади, в Доме Союзов провели Бал-карнавал отличников учебы. В 1939 году была издана знаменитая повесть Аркадия Гайдара
«Чук и Гек», завершающаяся радостным празднованием Нового года.

Так Новый год стал официальным советским праздником. О Рождестве, естественно, на государственном уровне никто больше не вспоминал. Старые пропагандистские рассказы и картинки про Ленина на елке прочно связали с Новым годом и только с ним. Потихоньку праздник обрастал советской атрибутикой: елку украсила красная звезда в сочетании с игрушками в виде пионеров, трактористов и «царицы полей» кукурузы. На новогодних утренниках детям рассказывали о величии СССР.

Впрочем, одновременно широкую славу обрели такие архаические языческие персонажи, как Дед Мороз и Снегурочка. В отличие от образа Иисуса Христа, языческие мифы считались уже отмершими и потому безобидными для атеистической идеологии. В 1953 году на елке в Доме Союзов Дед Мороз и Снегурочка пели:

В дружный круг у елки встанем
И споем со всей страной:
«Славься, наш великий Сталин!
Славься, Сталин наш родной!»

Стоит отметить, что первые попытки создания образа Деда Мороза, приносящего детям подарки на зимние праздники, предпринимались еще в XIX веке. Ознакомившиеся с западными традициями россияне пытались придумать персонажа, аналогичного Санта Клаусу (святому Николаю) или «рождественскому деду». Однако эта традиция приживалась плохо: языческий дух зимы и холода Мороз все же был по преимуществу злым персонажем. И лишь в советские годы добрый Дед Мороз стал общепризнанным символом Нового года.

31 декабря и 1 января долгое время оставались обычными рабочими днями. Новый год считался в первую очередь детским праздником, поэтому власти не видели смысла в освобождении взрослых от работы. Лишь 23 декабря 1947 года был выпущен Указ Президиума Верховного совета СССР «Об объявлении 1 января нерабочим днем». Любопытно, что тем же указом День Победы 9 мая (считавшийся выходным с 1945 года) был объявлен рабочим днем. Некоторые историки утверждают, что таким образом Иосиф Сталин
пытался принизить значение Победы и «поставить на место» ветеранов, которые благодаря своему жизненному опыту могли представлять серьезную опасность для власти. Так или иначе, 9 мая снова объявили выходным днем лишь в 1965 году, когда пост генсека ЦК КПСС занимал Леонид Брежнев
(Указ Президиума ВС СССР от 25 апреля 1965 г.).

При этом 1 января в 1965 году так и осталось нерабочим днем. За минувшие годы отношение к Новому году изменилось: теперь это было не столько время утренников и елок для детских коллективов, сколько семейное торжество. Именно тогда начали складываться позднесоветские новогодние традиции, знакомые большинству современных россиян: шампанское, салат «Оливье», песня «В лесу родилась елочка» (написанная поэтессой Раисой Кудашевой
и композитором Леонидом Бекманом
в 1903-1905 годах), фильм «Ирония судьбы» (1975 год), открытки с Дедом Морозом и сказочными зверушками. В отличие от 1 мая, 9 мая и 7 ноября, Новый год был мало политизирован. Хотя, конечно, какие-то попытки увязать всенародный праздник с государственной идеологией предпринимались. В частности, с 1941 года эпизодически озвучивались радиообращения представителей верховной власти к народу, а в 1971 году Леонидом Брежневым была введена традиция новогодних телеобращений главы государства, которая жива и в наши дни.

В целом же власть не пыталась изменить семейный характер праздника. Советские новогодние фильмы, как правило, были посвящены любви, дружбе, неформальным производственным отношениям и прочим темам, важным для частной жизни, а не для государства. Праздник остался детским в том смысле, что даже взрослым разрешалось в это время побыть детьми, подурачиться, поиграть в снежки, слепить снеговика, обратить взор не на «великие свершения», а на «мещанские» заботы вроде праздничного стола и подарков. Получается, что в середине XX века взрослые граждане СССР не «отняли» у детей праздник, а присоединились к нему.

С 1947 года и до распада СССР в 1991 году нерабочим днем неизменно являлось только 1 января. В 1993 году выходным было объявлено также 2 января (Закон РСФСР от 25 сентября 1992 г. » «). Одновременно выходным днем стало 7 января. Несмотря на то, что 12 декабря 1993 года была принята , закреплявшая светский характер государства, новая российская власть признала Рождество официальным праздником. Таким образом она отдала дань моде на возрождение христианских традиций, а также проявила солидарность с западными странами, где Рождество по-прежнему считалось более важным праздником, чем Новый год. Любопытно, что при этом сохранило свой праздничный статус 7 ноября (продолжавшее именоваться Днем Великой Октябрьской социалистической революции). Возрождая дореволюционные традиции, власти пока не решались отказаться и от традиций коммунистических.

Тем же нормативным актом был закреплен перенос праздничных дней: теперь, если праздник выпадал на субботу или воскресенье, следующий понедельник считался нерабочим днем. Благодаря этому россияне больше не расстраивались, если праздник совпадал с выходным: количество нерабочих дней по сравнению с обычной неделей все равно увеличивалось.

В 1980-1990-е годы в Россию начали проникать новогодние традиции зарубежных стран. Во-первых, всей стране стал известен американский Санта-Клаус в упряжке с оленями, появляющийся из камина под звуки песни Jingle Bells и кладущий подарки в чулки. Во-вторых, стало модно ассоциировать каждый год с тем или иным животным, как принято в Китае (хотя сами китайцы отмечают Новый год позже, в январе-феврале – каждый год устанавливается новая дата). В начале 1990-х годов старенький Дед Мороз из папье-маше или пластика и советские комедии были признаками «неправильного» Нового года, а яркий новенький Санта, голливудские фильмы и чествование животного-символа – атрибутами удачного праздника.

Но со временем, по мере роста антиамериканских настроений, Дед Мороз отвоевал свои позиции. В 2000-е годы Санта-Клаус постепенно начал превращаться едва ли не в отрицательного персонажа. Теперь многие россияне считают его символом «потребительского и бездуховного» праздника, а истинное веселье символизирует Дед Мороз. Китайские животные при этом сохранили свои позиции. Начиная с ноября, россияне начинают интересоваться, кто же будет покровительствовать им в следующем году – лошадь, овца, обезьяна или иное из 12 животных?

Сторонники возрождения дореволюционных традиций первое время после крушения СССР надеялись, что празднование Нового года потеряет популярность, и его место снова займет Рождество. Они указывали, что православное Рождество по-прежнему отмечается по юлианскому календарю, а значит, 1 января выпадает на период поста. Тем не менее, сменить главный зимний праздник так и не удалось. Большинство россиян сейчас широко отмечают Новый год, а Рождество всерьез празднуют лишь религиозные люди. В массовой культуре возродились лишь отдельные элементы христианского праздника – например, елочные игрушки-ангелы и комнатные декорации в виде яслей с младенцем Иисусом. Из религиозных торжеств большую популярность, чем Рождество, обрела Пасха. Появилось даже выражение «пасхальный христианин» – человек, называющий себя верующим, но посещающий церковь только один раз в год в этот праздник.

Серьезные изменения в список официальных праздников были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 201-ФЗ » «. Во-первых, Новый год теперь предписывалось праздновать целых пять дней, с 1 по 5 января. Рождество также осталось нерабочим днем, то есть фактически 6 января было единственным рабочим днем в недельной череде зимних праздников. Во-вторых, вместо 7 ноября нерабочим было объявлено 4 ноября, которое предписали считать «Днем народного единства». Рабочим днем стало 2 мая (до этого в честь Дня весны и труда нерабочими были два дня: 1 и 2 мая). Также рабочим днем объявили День Конституции 12 декабря.

В 2012 году график новогодних каникул снова изменился (). С этого времени отдых длится с 1 по 8 января. Однако на поверку это означает не удлинение, а уменьшение каникул. Дело в том, что одновременно было решено переносить выходные дни, совпадающие с новогодними праздниками, не на следующий рабочий день, а присоединять к любому из других праздничных дней по усмотрению Правительства РФ. Теперь за счет «лишних» новогодних выходных удлиняются майские праздники.

Это решение было принято в связи с тем, что слишком длинные новогодние каникулы вызывали недовольство немалой части населения. Кто-то утверждал, что его близкие за 10 дней выпивают слишком много спиртного. Кто-то сетовал по поводу отмены выходного 2 мая. Ранее с учетом переноса выходных майские праздники становились достаточно длинным периодом отдыха, и дачники использовали его для посевных работ. Теперь же, утверждали владельцы огородов, праздничные дни отобраны у них и отданы любителям «просто побездельничать» на Новый год. Также высказывалось мнение, что новый график праздников рассчитан на тех, кто может зимой улететь отдыхать в теплые страны. Малообеспеченные граждане при этом потеряли возможность лишние пару дней погреться на майском солнышке.

Новая редакция ТК РФ должна была удовлетворить и любителей Нового года, и сторонников майских праздников. Зимние каникулы почти не уменьшились, а весенние на пару дней увеличились.

Однако голоса недовольных до сих пор не смолкают. Отдельным гражданам кажется, что длинные новогодние каникулы – это в принципе слишком большая роскошь. Да и вообще россияне, по их мнению, слишком много отдыхают. В начале декабря 2014 года Госсовет Республики Татарстан внес в Госдуму законопроект , отменяющий перенос праздничных дней, совпавших с выходными. Авторы документа указывают, что за 1992-2014 годы число нерабочих праздничных дней выросло с девяти до 14. С учетом переносов их количество увеличивается почти до двух десятков в год. В Госсовете Татарстана считают, что это негативно влияет на производство и экономику.

Критики этой позиции заявляют, что там, где работу прерывать объективно нельзя, она и не прерывается. Магазины не закрываются, предприятия непрерывного цикла не останавливаются, предприниматели не откладывают важные встречи и переговоры, платные клиники и учреждения сферы услуг продолжают работу. Для многих компаний, занятых в индустрии развлечений и туризма, зимние праздники, наоборот, являются авральным периодом.

Фактически единственная сфера, где каникулы действительно обычно длятся больше недели без всяких оговорок, – это госструктуры (не считая экстренных служб). Если в начале января россиянину надо получить какую-либо справку, он может столкнуться с большими сложностями. По мнению критиков, необходимо разработать законопроект, который обязывал бы чиновников организовывать дежурства в праздничные дни (а возможно, и в обычные выходные: ведь большинству россиян трудно отпрашиваться с работы ради посещения госучреждения). При этом не стоит отнимать праздники у обычных граждан, которые и так далеко не всегда могут рассчитывать на полноценный отдых.

Еще один свежий законопроект , внесенный в Госдуму в ноябре группой депутатов, поднимает другую популярную тему. Многие граждане недовольны тем, что 31 декабря является рабочим днем. Ведь традиционно именно эта дата ассоциируется с Новым годом. Именно в этот день принято собирать стол, приглашать гостей, общаться и развлекаться до утра. 1 января для многих – уже не праздник, а отдых после праздника. Россияне сетуют, что 31 декабря им приходится вставать рано утром (хотя перед бессонной ночью хотелось бы выспаться), идти на работу (хотя там уже никто не думает о трудовом процессе), приезжать домой вечером и судорожно, впопыхах готовиться к приему гостей. Депутаты предложили внести 31 декабря в число нерабочих дней, а 8 января сделать рабочим. Таким образом, каникулы не удлинятся, а просто сдвинутся.

Какие бы инициативы не разрабатывались, график праздников на 2015 год уже утвержден (постановление Правительства РФ от 27 августа 2014 г. № 860 » «). Нерабочие дни 3 и 4 января (суббота и воскресенье) будут перенесены на 9 января и 4 мая. Как результат, россияне будут отдыхать с 1 по 11 января, с 1 по 4 мая, а также с 9 по 11 мая. Также нерабочими будут 21-23 февраля, 7-9 марта, 12-14 июня и 4 ноября, приходящееся на среду.

До начала всероссийских «зимних каникул» остается меньше двух недель. Наверное, в новогоднюю ночь лучше всего будет забыть о предыстории праздника и о возможных будущих переменах, и просто хорошо отдохнуть. В конце концов, главное никогда не меняется: год начинается заново, будто бы с чистого листа.