Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Картотека подвижных игр для застенчивых детей. Игры для снижения застенчивости Игры на коррекцию застенчивости детей

Ляшко Наталья Сергеевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение » Детский сад № 367 г. Челябинска»
Населённый пункт:
Челябинск
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Картотека коррекционных игр
Дата публикации:
30.03.2017
Раздел:
дошкольное образование

Картотека коррекционных игр

Ляшко Наталья Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 367 г. Челябинска

(МБДОУ «ДС № 367 г. Челябинска»)

воспитатель

Коррекционные игры с агрессивными детьми

«Два барана»

невербальную

агрессию,

предоставить

возможность

«легальным

образом»

выплеснуть

излишнее

эмоциональное

мышечное

напряжение

направить

энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст:

«Рано-рано два барана повстречались на мосту».

Участники

расставив

туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга.

Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как

можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Необходимо

соблюдать

«технику

безопасности»,

внимательно

следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Тух-Тиби-Дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

волшебное

заклинание

настроения,

разочарований.

подействовало

по-настоящему,

необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по

комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам

захочется

поговорить,

остановитесь

напротив

участников,

посмотрите

произнесите

волшебное

«Тух-тиби-дух»».

продолжайте ходить по комнате.

останавливайтесь

произносите

волшебное

слово.Чтобы

волшебное

слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а

глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

комичный

парадокс.

произносить

«Тух-тиби-дух»

некоторое

время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность

прочувствовать

накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел,

как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В

каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так,

чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить

дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над

головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в

определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Бумажные мячи»

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность

занимались

беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой

получился

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них

выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами

составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете

бросать мячи на сторону противника.

Команда будет такой:

«Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить

оказавшиеся

противника.

Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться

Выигрывает

окажется

перебегайте,

пожалуйста,

разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

Коррекционные игры с обидчивыми детьми

Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать

уникальную

возможность

посмотреть

окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не

задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные

бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до

нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает

и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто

обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком

обидными.

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и

Взрослый

предлагает

потренироваться

выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть

присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1.Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

довольный ребенок; счастливая мама.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино,

когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого

лает собака.

Игра «Лото настроений»

Развитие

понимать

выражать

собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций.

Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен

узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых

интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Коррекционные игры с застенчивыми детьми

Коммуникативные

упражнения,

помогают

«трудным»

дошкольникам

получить

признание

сверстников,

научиться

ориентироваться

переживания,

добиться

совместных

результатов в деятельности. Эффективными здесь будут коммуникативные

взрослые

(педагоги

родители)

партнерами дошкольников.

Игра: «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Воспитатель становится в центре и,

намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о

чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит

клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос,

передавая

клубочек

следующему

затрудняется

ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а

педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все

участники

соединись

ниточкой,

воспитатель

зафиксировать

внимание

сходство

достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Игра: «Поварята»

развитие

коммуникативных

принадлежности

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем

договариваемся, что будем «готовить» — суп, компот, салат и т.д. Каждый

придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь

Воспитатель

выкрикивает

название

ингредиентов.

Названный впрыгивает в круг, следующий берёт его за руку и т.д. Когда все

дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к

приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с

«продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т.д. Можно имитировать

закипание, перемешивание.

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение

играющие

инструкцию:

«Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните

воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно,

через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш

шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на

Представили?

представила

огромные

осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Штанга»

Вариант 1

Цель:расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на

полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на

вытянутых

приподнимите

Выдохните,

штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2

расслабить

возможность

почувствовать себя успешным.

поднимать

Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи

засчитали

выдохните.

Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все

поклонитесь

чемпионы».

Упражнение

выполнить несколько раз.

Коррекционные игры для детей с демонстративностью

«Доброе животное»

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить

понимать

оказывать

поддержку

сопереживать.

таинственным

«Встаньте,

пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое,

доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь

подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг

назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два

шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его

большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и

т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников,

пережить

общности

участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

«Зеркало»

Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед

повторять

движения.

демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его

движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди

«выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо

действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает

наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его

движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а

кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно

испорченное

предлагается

потренироваться

«починить» испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям

обыкновенно

зеркалом:

умываться,

причесываться,

танцевать.

одновременно

повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень

точно, ведь неточных зеркал не бывает!

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом

пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет

странные

разбиваются

группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо.

Первая группа детей гуськом (по цепочке) «путешествует по комнате» и по

очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-

у», или: «Тр-р-р-р», и т.п. Между звуками должны быть большие паузы,

регулировать

ведущему.

очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда

следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места

внимательно

прислушиваются

стараются

воспроизвести

услышали.

работает

несинхронно,

воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не

искажало звуки и в точности воспроизводило их.

«Волшебные очки»

Взрослый

торжественно

объявляет,

волшебные

которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что

человек иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие

вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый

называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая

кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). «А теперь пусть каждый из вас

примерит

посмотрит

постарается

больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих

товарищей.

затрудняется,

подсказать

какое-либо

достоинство

товарища.

Повторения

страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

«Конкурс хвастунов»

Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. «Выигрывает тот,

кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом.

Посмотрите

внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем

хорошего,

поступки

совершил,

понравиться.

забывайте,

Выиграет

похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств».

вступления

называют

преимущества

соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна

объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не

важен также и «масштаб» этих достоинств — это могут быть и громкий

заметили

особенности

сверстника

положительно

похвалиться

сверстниками.

Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может

высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной,

наградить

победителя

каким-либо

маленьким

(бумажная

медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Такой приз вызывает даже у самого

себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как

можно больше достоинств.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто

Передача

сопровождается

высказываниями

пожелать

Начинает

взрослый,

показывая

обращается

спрашивая,

что-нибудь

вернется

ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза,

представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и

значим в этом целом.

Многие взрослыми любят посещать тренинги. Ведь они проходят в виде игр, в которых вырабатываются и отрабатываются новые формы поведения. Играя, человек определяет, какие формы поведения одобряются, а какие нет. Ролевое поведение дает возможность снять застенчивость, замкнутость, повысить или понизить свою самооценку и т.п.

С застенчивыми и замкнутыми детьми советуют играть в следующие игры.

«Магазин игрушек»
Игра развивает умения выполнять разные роли, индивидуальный замысел и инициативу ребенка. Играющие делятся на «покупателей» и «игрушки». «Игрушки» сидят в ряд, изображая товар. Дети-«игрушки» с помощью пантомимы показывают «покупателям» свой товар. «Покупатель» должен отгадать, какую игрушку ему предлагают. Кто не угадал, уходит из магазина без покупки. Игру можно моделировать, вместо магазина играйте в «зоопарк», в «слушай сказку» и т.п.

«Салочки»
— подвижная игра, направленная на развитие активности, «командного духа» и проявление смелости у ребенка. Детки разбегаются по определенной территории. Водящий должен «осалить» (дотронуться) до убегающего и берет его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и т.д. Постепенно цепочка становится все длиннее. Теперь их задача – взять в кольцо убегающего. Это требует координации совместных действий в цепочке.

«Менялки»
— игра способствует развитию памяти, внимания, установлению контакта между детьми. Играющие образуют круг. В руках они держат маленький предмет (игрушку). Водящий старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он отворачивается, дети, молча (!) меняются своими игрушками. Для этого они подмигивают друг другу. Задача ведущего: вернуть каждому ребенку свою игрушку, угадать, кто с кем поменялся.

«Смак»
— игра развивает уверенность в себе, помогает освоить навыки общения, тренирует умение вести разговор. В основе лежит известная телевизионная передача «Смак». Предложите ребенку (он самый лучший повар) выступить в этой передаче и показать способы приготовления самых любимых его блюд. Учтите, что в «студии» должны быть и зрители, роль которых выполняют другие члены семьи, или сверстники. В зависимости от возраста передачу «Смак» можно заменить передачами «Путешествия», «В гостях у сказки» и другими. Фантазируйте!

«Поймай мяч»
— игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

«Закончи предложение» »
— упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:

Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…

Обсудите ответы.

Это далеко не полный список игры и упражнений на коррекцию застенчивости и замкнутости. Хорошо помогает совместная игровая деятельность взрослых и детей, совместное пение, спортивные игры. Главное, ребенок должен выигрывать, побеждать, получать одобрение и т.п. Это улучшает эмоциональное настроение и вселяет уверенность в своих возможностях. Фантазируйте и придумывайте новые игры.

Игры для застенчивых детей

«Рычи лев, рычи»

В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы — львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

Колдун

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

Расскажи стихи руками

Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

Сказка

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

Поймай мяч

Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям. Играющие по очереди бросают друг другу небольшой мячик, при этом называют какое-либо достоинство того ребенка, кому они бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова.

Закончи предложение

Упражнение направлено на повышение уверенности в себе и собственных силах. Предложите ребенку закончить следующие предложения:
Я хочу….
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Обсудите ответы

Клеевой ручеек

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Пономарева Мария Владимировна, педагог – психолог муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 8 г. Острогожск, Воронежская область. Занятие рассчитано на подгруппу детей (4 человека)

Цель:

Помочь преодолеть застенчивость, сформировать желание общаться

Задачи:

Подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах;


привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;


расширять круг знакомств.

Образовательные области:

Интеграция образовательных областей:

Социально — коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие.

Оборудование:

мягкая игрушка тигренок, мяч, клубок ниток

Предварительная работа:

Создать благоприятную для ребенка среду (приблизить условия детского сада к домашним, разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению, обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в своих силах, давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми

Используемая литература:

    Александровская Э.М., Куренкова П.В
    .

    Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. 4.1. — М., 2001.

    Ермолаева М.В., Миланович Л.Г.

    Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. — М., 1996.

    Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.

    Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

    Левис Шелдон, Левис Шейла.

    Ребенок и стресс. — М., 1994.

    Панфилова М. А.


    Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М., 2000.

    Снегирева Л А.


    Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. — Минск, 1995.

    Эльконин Д.В.


    Психология игры, — М., 1978.

ЗАНЯТИЕ 1

Задачи

:




развитие эмоционально-выразительных движений; развитие


коммуникативных способностей;

Ход занятия

    Приветствие.

    Этюд «Робкий Тигренок».

Психолог показывает детям игрушку тигренка, сажает его на стульчик и говорит:

«В детский сад пришел Тигренок. Он очень стесняется, не хочет ни с кем разговаривать и играть. В детский сад пришел Молчок — очень робкий новичок. Он сначала был не смел, с нами песенок не пел. А потом, глядим, привык: словно зайка — скок да прыг. До чего же осмелел: даже песенку запел!»

    Этюд «Смелый Тигренок».

Взять игрушку со стула, и рассказать стих

Пусть в глазенках круглых
Страх и боль растают,

Пусть он вольным, гордым
Тигром вырастает


Психолог предлагает кому-нибудь из детей взять тигренка и разыграть оба этюда.

4. Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 2

Задачи

:


преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности.


развитие эмоционально-выразительных движений;


развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим;


снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

    Приветствие.

    Упражнение «Ласковое имя».

Дети встают в круг и, передавая мяч называют друг друга ласковым именем.

    Игра «Кто это?».

Педагог предлагает детям показать, как двигаются кошка, медведь, лиса, заяц, лев. Дети выполняют задание.

Затем каждый из детей, не называя животное, изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игры угадывают, кого изобразил водящий.

    Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 3

Задачи

:


преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;


формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия;


снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1.


Приветствие.

2. Беседа о речи.

Психолог предлагает детям поговорить о речи. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы:

1. Зачем нужна речь?

2. Почему нужно говорить правильно и красиво?

3. Зачем нужны волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо»?

4. С кем приятно общаться? »

5. Важно ли уметь выслушать другого?

6. Почему говорят, что словом можно ранить?

7. Как сделать речь более выразительной? (О роли мимики и жестов.)

3.


Упражнение «Слепой и поводырь».

Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.

Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря.

«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.

Затем дети меняются ролями.

Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.

  1. Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 4

Задачи

:


преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;


развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения;


воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Приветствие;

2.


Беседа «Как можно научиться общаться без слов».

Психолог предлагает детям обсудить следующие вопросы:

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние?

3.


Упражнение «Иностранец».

Психолог говорит:

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

    Прощаемся

ЗАНЯТИЕ 5

Задачи:


преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;


развитие вербальных и невербальных средств общения;


формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние;


развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам;


формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;


снижение психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

    Приветствие.

    Упражнение «Через стекло».

Психолог предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации:

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

3. Упражнение «Связующая нить».

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит:

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается.

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу, участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

    Прощаемся

Продолжительность каждого занятия 25 – 30 минут. Весь цикл занятий рассчитан на 10 встреч.

Чабин Андрей

Упражнения и игры с застенчивыми детьми. Психогимнастика и релаксация. Снятие эмоционального напряжения

Различные упражнения и игры с застенчивыми детьми

Задачи
:

преодоление застенчивости
, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения;

формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения

Игра «Незнайка»
.

Психолог говорит
:

«Представьте, что каждый из вас — Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками». Примерные вопросы
:

Вы сегодня завтракали в детском саду?

На улице холодно (тепло?

У вас есть теплая одежда?

Какого цвета небо?

Вам нравятся рыбки в аквариуме?

Вы сегодня пойдете гулять? И т. д.

Игра «Змейка»

Выбирается ведущий. Дети встают за ним в колонну, кладут руки на плечи впереди стоящих. В таком положении им нужно преодолевать различные препятствия
:

подняться на пуфик и сойти с него;

проползти под столом;

обогнуть воображаемое озеро и т. д.

Игра повторяется.

Каждый из детей должен побывать в роли ведущего.

Игра «Дракон ловит свой хвост»

Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это «голова дракона»
, последний — «кончик хвоста»
. Первый играющий (водящий)
пытается схватить последнего — «дракон ловит свой хвост»
. Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Когда «дракон поймает свой хвост»
, водящий меняется, игра повторяется.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Этюд «Два клоуна»
.

Психолог
делит детей на пары и предлагает каждой паре разыграть следующий этюд
:

«Два веселых клоуна, не замечая друг друга, жонглируют воображаемыми цветными кольцами. Вдруг они сталкиваются спинами и падают, им смешно. Они сидят и громко хохочут. Затем клоуны встают и бросают кольца друг другу».

Упражнение
«Разыгрываем сказку»
.

Психолог
делит детей на две команды и предлагает каждой команде подготовить и показать с помощью выразительных движений отрывок известной сказки (фрагмент мультфильма)
.

Команды проводят репетицию, а затем поочередно показывают пантомимические сценки. Следя за выступлением «артистов»
, «зрители»
(участники другой команды)
должны догадаться, какая сказка (какой мультфильм)
разыгрывается и кто какую роль исполняет.

Игра «Веселый мячик»

Психолог
включает аудиозапись любой танцевальной мелодии. Дети встают в круг и передают мяч друг другу со словами
: «Ты катись, веселый мячик, быстро-быстро по рукам, чтоб не скучно было нам».

Ребенок, получивший мяч при последнем слове, выходит в центр круга и танцует под музыку.

Этюд «Встреча с другом»

Психолог
делит детей на пары и предлагает каждой паре с помощью выразительных движений разыграть следующий этюд
: «Друзья встретились после разлуки. Как же они обрадовались друг другу!»

Пары поочередно выполняют задание.

Упражнение
«Угадай эмоцию
»

Психолог
дает каждому ребенку набор карточек со схематическим изображением лиц в разных эмоциональных состояниях
(радость, грусть, злость, удивление, обида, спокойствие)
и говорит
:

«Попробуйте определить, какое настроение у каждого из нарисованных человечков».

После того как задание будет выполнено, психолог
предлагает каждому из детей выбрать то изображение, которое соответствует его настроению.

Беседа «Способы повышения настроения»
.

Психолог
предлагает детям обсудить, как можно улучшить свое настроение.

При возникновении затруднений психолог
подсказывает способы повышения настроения (подумать о чем-нибудь приятном, послушать любимую сказку, потанцевать под музыку и т. д.).

Упражнение
«Рисуем свое настроение»
.

Психолог
раздает детям листы бумаги, цветные карандаши (краски)
и предлагает нарисовать свое настроение.

После выполнения задания с каждым из детей проводится индивидуальная беседа по рисунку.

Беседа «Как можно научиться общаться без слов»

Психолог
предлагает детям обсудить. следующие вопросы
:

1. Что дает возможность общаться с другими людьми?

2. Как можно с помощью жестов и мимики передать свое эмоциональное состояние
?

Упражнение
«Иностранец»

Психолог говорит
:

«Представьте, что к нам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Попробуйте пообщаться с ним, показать комнату, игрушки, пригласите пообедать. Помните, что все это нужно сделать, не произнося слов».

Упражнение
«Через стекло»

Психолог
предлагает детям с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации
:

У меня болит горло.

Ты забыла надеть шарф
, а на улице холодно.

Я хочу пить, принеси мне стакан воды.

Ты хочешь со мной порисовать?

Упражнение
«Связующая нить»

Все садятся на стульчики, расставленные по кругу. Психолог говорит
:

«Сейчас мы будем, передавая друг другу клубок, разматывать нить и говорить о том, что мы чувствуем, что хотим получить для себя и пожелать другим».

Психолог
, удерживая конец нити, рассказывает о своих чувствах, высказывает пожелания и передает клубок сидящему рядом ребенку. Упражнение продолжается
.

Когда все дети выскажутся и клубок вернется к психологу
, участники натягивают нить и закрывают глаза.

Психолог
просит детей представить, что они составляют одно целое, но каждый из них важен и значим для всех.

Упражнение
«Закончи предложение»

Психолог
предлагает детям поочередно закончить следующие предложения
:

Я смогу.

Упражнение
«Самолет»
.

Психолог говорит
:

«Самолеты готовятся к взлету. Займите позицию готовности, встаньте прямо и разведите руки в стороны.

Теперь каждый из вас представит, что его самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.

Крылья рассекают воздух. Мотор гудит ровно и мощно. Самолет уверенно летит над облаками. Запомните ощущение полета.

Самолет заходит на посадку и плавно приземляется.

Если вы когда-нибудь почувствуете нерешительность, представьте, что вы летите вперед и вверх!»

Игра «Лети, лети, лепесток»
.

Психолог
дает каждому ребенку бумажный лепесток.

Детям предлагается загадать желание, запомнить цвет своего лепестка и опустить его в коробку. После того как собраны все лепестки, психолог
начинает доставать их по одному из коробки. Тот, кому принадлежит лепесток, подкидывает его и произносит слова
:

«Лети, лети, лепесток. Через запад на восток, Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!»

Рассказав рифмовку ребенок называет свое желание. В конце упражнения
рекомендуется обсудить, какие желания понравились большинству

детей и почему.

Упражнение
«Зеркало»

Психолог
предлагает детям разделиться на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль зеркала. Задача «зеркала»
— повторять все движения и жесты, которые будет показывать ребенок. Потом дети меняются ролями. После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает
: «Кем больше понравилось быть — ребенком или зеркалом? Почему?»

Игра «Путешествие»
.

Психолог
приглашает детей отправиться в воображаемое путешествие. Дети по инструкции психолога
имитируют различные движения и разыгрывают мини-ситуации
: изображают деревья в лесу, зайчиков, убегающих от лисы, путешественников, плывущих на лодке, взбирающихся на вершину горы, переходящих горный ручей по узкому мостику, и т. п.

Игра «Улиточка»
.

С помощью считалки или по желанию выбирается водящий — «улиточка»
.

Дети встают в круг, водящий — в центр круга, ему завязывают глаза.

Игрок, на которого указал психолог
, изменяя голос, произносит
:

«Улиточка, улиточка.

Высунь-ка рога.

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога. Угадай, кто я?»

в роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Беседа «Наши имена»
.

Психолог
предлагает детям поговорить об именах. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы
:

1. Нравятся ли вам свои имена? Почему?

2. Если бы вам предложили выбрать себе новые имена, вы бы согласились? Почему?

Беседа «Наши имена»
.

Упражнение
«Разыгрывание ситуаций»
.

Психолог
предлагает детям разыграть следующие ситуации
:

В группе появился новый мальчик (девочка, и ты остался с ним наедине. Что ты будешь делать?

Обидели твоего товарища, а ты оказался рядом. Что ты будешь делать?

У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?

Выбор ситуаций для разыгрывания определяется ходом предыдущей беседы.

Упражнение
«Закончи предложение»
.

Дети поочередно заканчивают следующие предложения
:

Я смогу.

Я добьюсь.

После того как ребенок произнесет окончание фразы, все хлопают в ладоши.