Скачать GAMA
Получи бонус   100% + 100 FS  на свой депозит

Программа работы кружка «Весёлые ладошки» в средней группе. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики Кружок развитие речи и мелкой моторики

Рабочая программа кружка

по развитию мелкой моторики рук

в старшей группе компенсирующей направленности

«УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Разработала воспитатель:

Костюшко Н. Н.

г. Новосибирск — 2017

Пояснительная записка.

Для развития речи детей особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи, развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением зрения.

В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.

В процессе труда произошло еще одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.

Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Сопоставляя данные исследований ученых, можно прийти к выводу, что, готовя ребенка к речи, надо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и пальцы рук, а также помнить то, что кисть руки надо отнести к речевому аппарату, двигательную, же проекцию кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением речи оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности и на развитие речи.

Актуальность программы.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики, т.е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т.к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.

Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие ребёнка будет в пределах нормы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. Проведённые диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстаёт от нормы и развитие мелкой моторики.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

Проблема.

Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а ее недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе. Однако, как правило, развитию мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания, как правило, однотипны и скучны.

Цель

: Коррекция недоразвития речи у дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.

Задачи:

    развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.

    ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо – зрительно – двигательной координации движений у дошкольников.

    усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.

    развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.

Методы:

определяются в соответствии с целью и задачами. Применялись эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и статистические (обработка материалов) методы.

Теоретическая значимость

определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Принципы реализации программы

    Принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий

    Принцип доступности заданий

    Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю

    Принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей.

Возрастные и психические особенности детей 5 – 6 лет.

В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение — высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Особенность детей данного возраста — интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.

Место программы в режиме дня:

Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей детей 5 — 6 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня в подгруппах по 5 — 6 человек, не в ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 72, при частоте встреч -2 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для старшей группы — 25минут.

Механизм реализации программы


:

Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

    Запускать пальцами мелкие волчки.

    Разминать пальцами пластилин, глину.

    Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

    Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался).

    Делать мягкие кулачки, которые можно разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы. И крепкие кулачки, которые не разожмешь.

    Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнение проводить как левой, так и правой рукой.

    Показать отдельно только один какой – то палец, потом два, три и т. д.

    Махать в воздухе только пальцами.

    Кистями рук делать «фонарики»

    Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

    Собирать все пальцы в щепотку.

    Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.

    Наматывать тонкую проволоку на пальчик.

    Завязывать узлы на веревке, шнурке.

    Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

    Закручивать шурупы, гайки.

    Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

    Складывание матрешек.

    Игры с песком, водой.

    Резать ножницами.

    Рисование в воздухе.

    Мять руками поролоновые шарики, губку.

    Рисовать, раскрашивать, штриховать.

    Перекладывание мелких предметов с места на место, причем по очереди выбирая треугольники, квадраты, полоски.

    Преставление палочек в доске с отверстиями.

    Сжимание – разжимание пальцев в кулак правой и левой рукой одновременно и по очереди.

    Сжимание обеими руками мелких резиновых мячей — большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

    Круговые движения кистями.

    Отведение – приведение пальцев.

    Сжимание ластика разными пальцами.

    Соприкосновение концов пальцев разноименных рук с открытыми и закрытыми глазами. Касание указательным пальцем правой руки всех пальцев по очереди. Затем другими пальцами тоже самое. Темп, сила и надавливание разные.

    Руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад.

    Постукивания пальцами рук по столу попеременно — большого до мизинца и в обратном направлении.

    Перекладывание мячей разного диаметра.

    Пальцы в замок. Попеременное сгибание и разгибание пальцев.

    Исходное положение – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах.

    Сжимание и разжимание пальцев в кулак с разворотом рук наружу.

    Перекатывание в пальцах карандаша.

    Держать и передавать между пальцами теннисный шарик.

Различные виды деятельности дошкольников требуют
участия обеих рук

. Выполняя упражнения правой и левой рукой поочередно, стимулируется развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

    Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

    Раскладывание и складывание разборных игрушек.

    Составление предметных разрезных картинок.

    Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв.

    Обведение контуров предметных изображений.

    Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

    Вырезывание цветных полосок, фигурок.

    Наматывание ниток на катушку, клубок.

    Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.

    Работа с пластилином.

    Работа с мозаикой.

    Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

    Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.

    Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот.

Овладевая хорошим чувством ритма, дети быстро овладевают двигательными навыками и умениями. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции, так как ритмичные упражнения построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений на развитие чувства ритма.

Ожидаемые результаты:

совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что, в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей с нарушением речи к школе.

План работы для старшей группы

Сентябрь

    «

    Игры с карандашом» карандаш с гранями (картотека игр)

2. «Прищепки в корзинке» прищепки, корзинка

    «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.

    «Мост через ручеёк и речку» — обрывание узких и широких полосок бумаги от большого листа.

Октябрь

    «Красивые листочки» — обводка трафаретов листьев клёна, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции.

    «Красивая ваза для овощей» — заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.

    «Собираем урожай» — лепка фруктов.

4. «Перекладывание прищепками» поднос, мелкие игрушки, макаронные изделия средней величины.

Ноябрь

    «Маленький художник» — обводка трафаретов птиц, закрашивание по заданию (закрасить клюв, лапки, заполнить комочками смятой цветной бумаги фигурку птицы)

2. «Игры с карандашом» карандаш с гранями.

3.
«Забавный колобок» мотки цветных шерстяных ниток

    «Застегни кукле кофту» кукла, одежда с различными видами застёжек: пуговицы, липучки, молния.

Декабрь

    «В лесу родилась ёлочка» — обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево, украшение бусами.

    «Кто это?» — определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объём которых заполнен гречневой крупой.

    «Сборка грузовика» — заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание

    «Строители» — выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5)

Январь

    «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объёма трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.

    «Разрезанные картинки» — сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.

3. «Поможем Золушке» поднос, две чашечки с разными видами круп.

4. «Пересыпаем ложкой» ложка, поднос, одна чашка — пустая, другая — с

любой крупой.

Февраль

1. «Гремелки и шуршалки» различные маленькие ёмкости, разноцветные

лоскутки, крупы.

    «Самоделкины» (игрушки из комканой бумаги различные виды бумаги,

пластиковые

бутылки, ленты, резиновые шнурки).

    «Рисунки ладошками» большие листы бумаги, краска — гуашь разного цвета.

4. «Чудесное сито» сито, две чашечки (в одной — рис, в другой — манка).

Март

    «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

    «Волшебная капелька» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

    «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.

    «Чудесный мешочек» — после предварительного рассматривания определение на ощупь игрушки и материала, из которого она сделана.

Апрель

    «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.

    «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.

    «Выловим из воды» таз с водой и без воды, ситечко,
    мелкие плавающие игрушки.

    «Водяные струйки» пластиковые бутылочки с множеством дырочек на крышке.

Май

1. «Чудеса на песке» песок, сосуд с водой, формочки.

2. «Самомассаж» массажный коврик, чайная ложка, мыльница — ёжик,

жёсткая зубная щётка, грецкие орехи. Карандаши с гранями.

3.
«Отпечатки наших ручек» песок, сосуд с водой.

4. «Донеси – не разлей» ёмкости с водой и без воды, столовая ложка.

Взаимодействие с родителями

1.

Консультации на тему

:

«Речь и пальчики», «Пальчиковые игры и

развитие речи – какая связь?», «Игры с предметами домашнего обихода», «Пальчиками играем — стихи повторяем», «Приёмы развития мелкой моторики».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
(в течение учебного года)

2. Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»

Познакомить родителей с различными видами речевых пальчиковых игр, изготовление игры своими руками.
(октябрь)

3. Изготовления родителями пособия:

по развитию мелкой моторики

4.

Выставка для родителей

дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.
(ноябрь)

5.

Выставка родителей и детей «Наши волшебные ручки»

(декабрь)

6. Семейный вечер –

рассказ о своих играх на развитие мелкой моторики и занятиях с детьми дома
(февральские каникулы)

7. Выставка «Золотые руки моей мамы»

(март)

8. «Это мы умеем»

Фотоотчет для родителей о работе кружка «Умелые пальчики»

(май)

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Цель диагностики:

выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

    блок 1: упражнения на координацию движений;

    блок 2: повторение фигур из пальцев;

    блок 3: работа с бумагой;

    блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл

– ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла

– ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла

– ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

    «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

    «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

    «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

    «Коза»

    (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

    «Заяц»

    (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

    «Вилка»


    (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    «Игра на рояле»


    (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой.

    «Вырезание ножницами».

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

    «Сгибание листа пополам»


    (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий. По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3)

— у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5)

– у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9)

— у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).

    Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

    Методика «Мячики»

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

    Методика «Лес»

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

4.

Методика





Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

5.


Методика





Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги
Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

6.


Методика





Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.
Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах
7.

Методика





Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более
8.

Методика





Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более
9.


Методика





Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.
Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более
10.


Методика





Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:


3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:


Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений «Диагностика готовности ребенка к школе» / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред. балл)

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Коза

Заяц

Вилка

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Дорожки

Мячики

Лес

Приложение 2

Пальчиковые игры.

Цель: развитие мелкой моторики и речи, координации движений пальцев рук.

«Игрушки»

Я с игрушками играю:

Мячик я тебе бросаю,

Пирамидку собираю,

Грузовик везде катаю.

(Руки перед собой, сжимаем-

разжимаем пальцы обеих рук.)

(Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

(Прямые кисти ладонями вниз

поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью

правой руки – «катаем машинку».)

«Мяч»

Мой весёлый круглый мяч,

Щёки круглые не прячь!

Я тебя поймаю, В ручках покатаю!

(Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

(Смена рук.)

(Двумя руками, соединив

одноимённые пальцы, показываем мяч.)

(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Ягоды»

С ветки ягодки снимаю,

И в лукошко собираю

Будет полное лукошко.

(Пальцы расслаблены, свисают

вниз. Пальцами другой руки

погладить каждый пальчик от

основания до самого кончика,

как будто снимаем с него

воображаемую ягодку.)

(Обе ладошки сложить перед

собой чашечкой.)

(Одну ладошку, сложенную

лодочкой, накрыть другой

также сложенной ладошкой)

«Мухомор»

Красный-красный

мухомор-

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвём!

И в корзинку не берём!

(Соединяем кончики пальцев –

изображаем шляпу гриба.)

(Одна рука – «шляпка гриба»,

указательным пальцем другой

руки показываем «крапинки»)

(Погрозили пальчиком.)

(Прямая ладонь от себя –

отодвигающий жест.)

«Осень»

Вышла осень погулять,

Стала листья собирать

(«Идём» указательным и

средним пальцами одной руки.)

(Одной рукой «подбираем»

листья и «кладём» в другую.)

«Капуста»

Я – зелёная капуста,

Без меня в кастрюле пусто.

Листья снимете с меня,

И останусь только я!

(Руки перед собой образуют круг.)

(Наклонили голову –

«заглядываем в кастрюлю».)

(Разводим руки в стороны.)

«Лимон»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

Кислым соком брызжет он.

В чай его положим

Вместе с жёлтой кожей.

(Одноимённые пальцы

соединяются подушечками –

показываем лимон.)

(Пальцы резко разводим в

стороны.)

(Соединяем большой,

указательный и средний пальцы

одной руки и «опускаем» лимон в чай)

(Пальцы в том же положении,

делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

Список литературы.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
    IV

    вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.

    Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М.: Сфера,2006.

    Бирюкова А. А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987.

    Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.

    Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.

    Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 1997.

    Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.

    Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.

    Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. Спб: «М и М», 1998.

    Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Экзамен, 2006.

    Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. М.: АСТ, 2007.

    Мальцева И. В. Упражнения для пальчиков. М: Карапуз, 2000.

    Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Владос, 1997.

    Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. Методическое пособие. Спб: Детство — Пресс, 1999.

    Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.

    Борисенко И.В. Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. Екатеринбург: Паритет, 2003.

    Баренцова Н. Готовим руку к письму, журнал «Дошкольное воспитание». 1996-№2, с.89

    Безруких М. М., Филиппова Т. А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

Образовательная программа

Руководитель: Пурзикова Елена Владимировна, воспитатель. 2015-2016 гг

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами»

целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Детская деятельность детей по интересам «Говорящие пальчики»

направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Детская деятельность детей по интересам проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня в течение всего учебного года. Форма работы: с подгруппами.

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка.
  4. Список детей.
  5. Целевое назначение программы.
  6. Задачи.
  7. Прогнозируемые результаты образовательного процесса.
  8. Обеспечение программы.
  9. Методическая литература.
  10. Перспективный план работы.

Прогнозируемые результаты.

  1. Умение детей работать с бумагой;
  2. Использование в театральных играх образные игрушки;
  3. Развивать умение держать карандаш (ручки станут более гибкими, послушными)
    ;
  4. Умение дошкольников самостоятельно и творчески работать;
  5. Овладение необходимыми знаниями и навыками в совместной с воспитателями деятельности.

Целевое назначение программы:

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)
, понимание речи, гармоничное развитие детей.

Задачи:

Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Образовательные:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук
  • совершенствование движений рук
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память
  • развитие речи детей.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
  • воспитывать и развивать художественный вкус
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию образовательного процесса.

Педагогические принципы:

  • принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему)
  • принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей
  • принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития
  • принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач
  • принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Методы и формы:

  1. Беседы нацелены на создание условий: для развития способности слушать, слышать, видеть и замечать, наблюдать и воспринимать.
  2. Обсуждение помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить.
  3. Организация игровых ситуаций помогает: приобретать опыт взаимодействия принимать решения, брать на себя ответственность..

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты)
    аппликация, оригами.

Обеспечение программы.

Кадровое: педагог, имеющий высшее образование.

Материально – техническое:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

  • резиновые игрушки
  • бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки
  • различные материалы: пластичные (тесто, пластилин)
    , сыпучие (крупы, бобовые, песок)
    ; поролон, вата, ватные палочки.
  • цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши
  • фигурки пальчикого театра и др.
  • картотека пальчиковых игр
  • картотека художественного слова (стихи, загадки)
  • фонотека (классические произведения, детский репертуар)
    .

Методическая литература:

  1. Абрамова Л.П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры»

    . – М.: Карапуз, 2003.
  2. Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры»

    . – М.: Карапуз, 2004.
  3. Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры»

    . – М.: Карапуз, 2004.
  4. Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры»

    . – М.: Карапуз. 1999.
  5. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев»

    . — М.: «Генезис»

    , 2008.
  6. РазенковаЮ. А., Одинокова Г.Ю. «Эй, ладошка! Игры с пальчиками»

    . – М.: Карапуз, 2004
  7. «Развивающие игры с малышами до трех лет»

    : Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  8. Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

    . – 2004. — № 6. – с.22 – 28.
  9. Журнал «Обруч»

    .

Утверждаю:

Заведующая МБ ДОУ

Починковским

детским садом №4

Л.Н.Живоедова

«___»_______________2012

Примерный перспективный план кружковой работы вне основной образовательной деятельности учителя -логопеда Полшковой О.В.
по развитию мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема

занятия

Сентябрь

«Детский сад и игрушки»

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик»

2. Фигурки из палочек (качели)

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик)

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из З — х игрушек одну нужную)

5. Самомассаж колючим ежиком

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй » «Травка» «Этот пальчик «

2. «Фигурка из палочек » (корзинка для ягод)

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру)

4. Самомассаж колючим ёжиком

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: «Корзинка», «За грибами»

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк)

3. Игра с перловкой (грибы)

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов»

5. Самомассаж колючим ёжиком

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты»

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей)

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу)

4. Самомассаж теннисным мячиком, удерживание между пальцами

«Перелётные птицы»

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая» «скворечник» «Птенчики в гнезде»

2. Фигурки из палочек (стайки птиц)

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох)

4. Самомассаж резиночками

«Домашние птицы»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка»

2. Работа с тычками (желтой гуашью кончиками тычками раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм)

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом)

4. Самомассаж с карандашами

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: «Гости» «Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт)

3. Работа с платочками (конверт)

4. Самомассаж с грецкими орехами

«Осенние деревья»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «деревья», «Листики»

2. Фигурки из палочек

3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

4. Самомассаж с прищепками

5. Ниткография (осенние деревья)

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал»

2. Фигурки из палочек (рожица, очки)

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека)

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги

5. Самомассаж комочками бумаги

«Наше село»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2. Фигурки из палочек (башня, дом)

3. Фигурки из веток (наша площадка, группа)

4. Работа с камушками (дорога и машины)

5. Самомассаж с карандашами.

«Наша Родина»

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей»

2. Фигурки из палочек (солнце)

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок)

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет)

5.Самоассаж с грецкими орехами

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз»

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Самоассаж с прищепками

«Зимующие птицы»

Занятие 1

1. Пальчиковая гимнастика: «Снегири», «Воробьи»

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птички)

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками)

4. Ниткография «Птички»

«Зимние забавы»

Занятие 2

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик»

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Работа с рисом (Снеговик)

4. Самомассаж с шарами

«Новый год»

Занятие 3

1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник» «Ёлочка»

2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

3. Обрывание (игрушки для ёлочки)

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Самомассаж шишками

«Посуда и пища»

Занятие 4

1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Мы посуду мыли»

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»

4. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду)

5. Самомассаж массажными мячиками

«Мебель»

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол»;

2.Фигурки из палочек: «Стул», «Стол» (по образцу)

3.Работа на пластилиновых пластинах (рис, горох)

4. Самомассаж с карандашом.

«Мебель»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»

2. Игра: «Чудесный мешочек»

4.Самомассаж ежиками

«Транспорт»

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Машины» (по замыслу)

3.Аппликация «Грузовая машина»

4.Самомассаж щетками

«Транспорт»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»

2.Работа штампами: «Дорога для машины»

3.Ниткография: «Автомобили» (по образцу)

4.Саомассаж резиночками

«Детский сад»

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Дружба»

2.Фигурки из палочек: «Качели» (по образцу)

3.Ласковая игра для пальчиков: «Чудесный мешочек»

4.Самомассаж с карандашом

«Профессия — швея»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»

2.Ниткография: «Стежки»

3. Работа с пуговицами (Выложи по контуру)

4.Обрывание «Красивый наряд»

«Профессии на стройке»

Занятие 3

1.Пальчиковая гимнастика: «Маляры», «Дом на горке»

2.Фигурки из палочек: (дом, ворота)

3.Работа с трафаретами

4.Самомассаж с кисточкой

«Наша армия»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы»

2.Фигурки из палочек (танк, самолет)

3.Работа с рисом «Салют»

4.Самомассаж с грецкими орехами

Занятие 1

2.Работа с бумагой (скатывание) – «Дождик лей»

3.Самомассаж с камушками

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»

2.Работа штампами: «Наполним тучку дождиком»

3.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

4.Самомассаж с камушками

«Комнатные растения»

растения»

Занятие 3

2.Штампуем пальчиком: (дорисовать образ)

3.Ниткография: «Цветок в горшочке»

4.Самомасаж с камушками

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»

2.Мозаика из гречки и риса «Цветы на окошке» (коллективная работа)

3.Самомассаж с резинками

Занятие 1

2.Фигурки из палочек рыбка, ракушка

3.Работа с цветными шерстяными нитками: «Аквариум»

4.Самомассаж с шарами

«Подводный мир»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»

2.Работа штампами (превращение в рыбку)

3.Работа с манкой: «Шторм»

4.Ниткография: «Волны»

5.Самомасаж с шарами.

«Наше село»

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»

3.Дорисуй узор «Мой дом»

4.Самомассаж с карандашами

«Наше село»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»

2.Работа с камушками: «Дорога и машины»

3.Фигурки из палочек: « Детский сад»

4.Самомассаж с карандашами

Занятие 1

1.Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»

2.Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»

3.Штриховка: «Автомобиль»

4.Самомасаж грецкими орехами

«Насекомые»

Занятие 2

1.Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы»,

«Паук», «Бабочка», «Сороконожка»

2.Фигурки из палочек: (по памяти) «Бабочка», «Жук»

3.Ниткография «Насекоме»

4.Самомасаж (с граненым карандашом).

Занятие 3

2.Фигурки из палочек: «Карусель»

3.Работа с тычками: «Краски лета»

4.Самомасаж резиночками

«Лето, лето!»

Занятие 4

1.Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели», «Пальчики отдыхают»

2.Пейзаж на манке: «Где я буду отдыхать»

3.Дорисуй узор «Летние цветы»

4.Самомассаж ежиками

Наблюдая за детьми в младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи — застёгивать и расстегивать застёжки — молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.

Просмотр содержимого документа

«Программа работы кружка «Весёлые ладошки» в средней группе»

Программа работы кружка «Весёлые ладошки»

в средней группе

Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Импульсации с мышц руки значительно влияют на формирование речевой моторной области мозга только в детском возрасте, пока идёт её формирование.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребёнку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму, и к учебным действиям.

Наблюдая за детьми в младшей группе, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку, другие собрать конструктор, играть с мячом, третьи – застёгивать и расстегивать застёжки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю различные виды ручного труда.

Кружок «Весёлые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 4-5 лет.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

Цель
: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкость рук, ритмичность, развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

Формировать практические умения и навыки;

Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

Развить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Совершенствовать движения рук;

Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Развивать речь детей.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

Воспитывать и развивать художественный вкус;

Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Перспективный план работы кружка «Весёлые ладошки»

Октябрь

1.
«Весёлая гусеница»

Цель:


воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество.

2.
«Воздушные шарики»

Цель:


учим наклеивать «шары» поочерёдно, учитывая их цвет; закрепляем и отрабатываем знания и умения работы с клеем; развиваем чувства ритма и цвета.

3.
«Жучки и паучки»

Цель:


закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции.

4.
«Жужалки»

Цель:


закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, крылышки, полосочки), основной детали; развиваем чувство цвета и формы.

Ноябрь

1 .
«Лодочки под солнцем» (аппликация с элементами рисования)

Цель:


учим из круга вырезать две лодочки, а море изобразить восковыми мелками; развивать композиционные умения.

2.
а) «Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования)

Цель:

формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать из квадратов по диагонали два треугольника; закрепляем навыки расположения деталей на листе бумаги.

3.
б) «Рыбки играют» (аппликация с элементами рисования)

Цель:


вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к своему творчеству.

4.
«Полосатый коврик»

Цель:


закрепляем навыки приклеивания; развиваем глазомер и чувство композиции; воспитываем аккуратность, интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Декабрь

1.
а) «Украсим рукавичку»

Цель:


формируем умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; учим вырезать элементы (квадратики, полосочки, треугольнички) для украшения варежки.

2.
б) «Украсим рукавичку»

Цель:


познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, выкладывая более крупные детали на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами; развивать композиционные умения.

3.
«Бусы на ёлку»

Цель:


закреплять навыки вырезывания разноцветных полосок и склеивания их между собой; вызвать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

4.
«Наша ёлочка» (аппликация с элементами рисования)

Цель:


продолжаем формировать навыки вырезывания: из квадратов разной величины вырезаем треугольники и складываем ёлочку, снег и снежинки дорисовываем карандашами; продолжаем вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником.

Январь

1.
«Снеговичок»

Цель:


продолжаем формировать навыки вырезывания; развиваем глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитываем аккуратность, интерес к аппликации.

2.
«Шарфик для Мишутки»

Цель:


продолжаем закреплять навыки вырезывания и наклеивания; развиваем чувство цвета и ритма; воспитываем художественный вкус.

3.
«Полосатый коврик для кота»

Цель:


продолжаем освоение техники резания ножницами по прямой; познакомить с новым способом — резание бумаги по линиям сгиба; развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Февраль

1.
«Весёлый поезд»

Цель:


учить детей держать ножницы и резать ими по прямой; развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать аккуратность и интерес к своему творчеству.

2.
а) «Парусник» (аппликация с элементами рисования)

Цель:


учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя основные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса; продолжаем формировать навыки вырезывания.

3.
б) «Парусник» (аппликация с элементами рисования)

Цель:


разнообразить и обогатить аппликативную технику, дополнить её элементами рисования для передачи мелких деталей и динамики; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

4.
«Ракета»

Цель:


учить детей создавать и вырезать ракеты; развивать комбинаторные способности; воспитывать интерес к познанию окружающего мира и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Март

1.
а) «Красивые салфетки»

Цель:


учить детей вырезать из квадратов (треугольники, кружочки), из полосочек (квадраты, прямоугольники); показать зависимость орнамента от формы салфетки; подходить творчески к выкладыванию орнамента.

2.
б) «Красивые салфетки»

Цель:


развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к народному декоративно прикладному искусству.

3.
«Букет роз»

Цель:


учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус.

4.
«Змейки и черепашки» (коллективная композиция)

Цель:


закреплять навыки вырезывания и приклеивания; учить создавать композицию из нескольких персонажей; развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций; воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.

Апрель

1.
а) «Ладошка – осьминожка»

Цель:


учим детей создавать образы из необычных деталей; продолжаем формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.

2.
б) «Ладошка – осьминожка»

Цель:


развиваем творчество, чувство ритма и композиции; воспитываем самостоятельность, аккуратность, художественный вкус.

3.
«Сосульки на крыше» (аппликация с элементами рисования)

Цель:


вызвать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками; продолжать учить резать ножницами, самостоятельно регулируя длину разрезов; показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой; развивать чувство цвета, формы и ритма.

4.
«Тучи по небу бежали» (коллективная композиция)

Цель:


познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

Май

1.
«Воробьи в лужах» (коллективная аппликация с элементами рисования)

Цель:

учить детей вырезать круги (лужу, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2.
«Бабочка красавица»

Цель:


показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

3
.а) «Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования)

Цель:


учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников); активизировать способы вырезание кругов и овалов – из квадратов или прямоугольников путём закругления углов.

4.
«Аквариум с рыбками» (коллективная аппликация с элементами рисования)

Елена Шмакотина

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет

Актуальность.

Истоки способностей и дарования детей – на

кончиках их пальцев.

Мелкая моторика — это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы,

но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить

коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной

деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных

процессов — служит одним из важнейших источников при подготовке детей к

начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе

выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые

во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на

занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою

успешность

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до

поступления в школу.

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на

развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения

предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям

интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов

деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие

познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-

волевой сферы и мелкой моторики.

Программа позволяет посещать занятия не только здоровым

детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры,

максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит

естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания

безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с

пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть

ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование

по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей

дошкольного возраста 4-5 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Всего 32 занятий.

Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Цель:
Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев

рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей;

развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-

практических действий.

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных

направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры

предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки,

соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,

не оставлять незакрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и

материалы.

Развивающие:

1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. развивать способности координированной работы рук со зрительным

восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное

отношение к работе.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и

координации движений.

Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян.

В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с комплексами

упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают

ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж

которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. В разделе «Ручная умелость» дети знакомятся с техникой рисования

пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало

плоскостной геометрии (техника оригами, с различными видами

аппликации.

Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития

воображения.

В разделе «Графические навыки

дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого

ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» ”

У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная

координация и оптико-пространственные представления, используются

предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,

соответствующего данному возрасту.

2. Овладение разными видами ручной умелости.

3. Овладение приемами работы с разными инструментами.

4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в

художественной деятельности.

5. Овладение нормами этики поведения.

Перспективное планирование

Тема занятий Цель занятий содержание

1. Диагностика
Выявление ведущей руки

2. «Детский сад и игрушки»

Октябрь. Развивать мелкую моторику пальцев, чувствительность.

Формировать графические умения и навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

3. Раскрашивание игрушки.

3.«Детский сад и игрушки».

Развивать мелкую моторику пальцев; учить примазывать кусочки пластилина,заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «Дружат пальчики».

2. Игра «Что это?» Определить плоские игрушки на ощупь: кубик,мяч, пирамида.

4.«Осень».

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики добиваясь изображения листьев.

1. Пальчиковая игра «Осенние листья».

2. «Листопад»-лист жёлтой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Пластилинография «Осеннее дерево».

5.«Огород. Овощи».
Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении,не выходя за контур.

1. Дид. игра «Чудесный мешочек» .Выбрать только овощи.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась овощи».

6.«Сад. Фрукты».

Ноябрь. Развивать мелкую моторику пальцев. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

1. Пальчикова гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов»-нанизывание пуговиц на шнурок.

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукт».

7. «Ягоды».
Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуры по контуру. Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. 1. Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (Ягоды).

3. Пластилинография «Клубника».

8. «Дом. Семья».
Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости. Продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчикова игра «Как у нас семья большая».

2. «Мой дом»-выкладывание из счётных палочек.

3. «Семья»-обвести фигуру человека и раскрасить.

9.«Мебель. Квартира».
Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Совершенствовать зрительную память.

1.«Мебель для гостиной»-выкладывание из палочек.

2. Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор»-раскрашивание геометрических фигур.

10.«Зима».

Декабрь. Развивать мелкую моторику пальцев, учить преобразовывать квадрат в части дома:основание и крышу. Развивать внимание,логическое мышление.

1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»-изготовление комков из бумаги.

2. Игра «Что лишнее и почему?».

3. «Сказочный домик» -оригами.

11. «Новый год».
Развивать мелкую моторику пальцев. Учить складывать круг пополам, находить середину круга. Учить соблюдать ритм при выкладывании фигур. 1. Пальчикова игра «Новый год».

2. «Бусы на ёлке»-выкладывание геометрических фигур в определённой последовательности.

3. «Ёлочная игрушка»-оригами.

12. «Зимние забавы».
Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Научить скатывать шарики из салфеток.

1. Хороводная игра «Лепим мы снеговика».

2. П/и «Зимние забавы»

3. «Весёлый снеговик»-аппликация из салфеток.

13. «Новый год».
Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

1. Пальчиковая игра «Ёлочка».

2. Рисование по точкам «Ёлочка».

3. «Нарядная ёлочка»-оригами.

14. «Зимующие птицы».

Январь. Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

1. Угощение для птиц –сортировка семян (фасоль, горох).

2. Пальчикова игра «Снегири».

3. «Птица»-обводка трафарета,штриховка.

15. «Домашние животные».
Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Совершенствовать графические умения и навыки,закреплять умение работать с бумагой. 1. П/и «Повстречались».

2. «Дорисуй коровам травку» -рисование по точкам.

3. «Котёнок»-оригами.

16. «Домашние птицы».
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учит штриховать мелкими штрихами.

1.«Накормить птичек»-скомкать бумагу в маленькие комочки.

2. П/и «Домашние птицы».

3.«Цыплёнок» -оригами.

17. «Транспорт».

Февраль. Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. Закрепить назначение транспорта. Продолжать учит складывать фигуры из бумаги.

1. Игра «Назови вид транспорта и его назначение».

2. «Машина»-работа с трафаретами.

3. «Машина»-оригами.

18. День святого Валентина.
Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

2. Масаж ладошек.

3. Изготовление Валентинка из бумаги.

19. «Наша Армия».
Продолжать развивать зрительно-моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях.

1. Из риса выложить салют по контуру.

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Штриховка «Танк».

20. «Весна».
Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Учить работать с крупой.

1. «Потекли ручейки»- рисование пальцами на крупе.

2. Нанизывание пуговиц в чередовании.

3. Аппликация из пшена «Солнышко».

21.«Мамин праздник».

Март. Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. 1. Завязываем бантик га подарке.

2. Смотать клубок для бабушки.

3. Открытка для мамы (оригами).

22.«Комнатные растения».
Продолжать работать над развитием мелкой моторики,координации движений. Учить штриховать в разных направлениях.

1. П/и «На окно скорее глянь…».

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Штриховка «Цветок».

23.«Дикие животные».
Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

Познакомить с новым видом штриховки «клубок».

1. Игра «Кто где живёт?» обвести трафарет животного,вырезать его и поместить туда,где он живёт.

2. Игра «Кто,чем питается?»

3. Штриховка.

24. «Перелётные птицы»
Упражнять в выкладывании фигур из палочек. Работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами. 1. П/и «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца»

Выкладывание из палочек.

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

25. «Весенние цветы».

Апрель. Учить работать с трафаретами и шаблонами.

Продолжать учить работать с бумагой.

1. П/и «Цветок».

2. Работа с трафаретами.

3. Коллективная аппликация «Весенний луг».

26. «Мой город»
Упражнять в работе с трафаретами. Учит ориентироваться на плоскости.

1. «Найди дом» -лабиринт.

2. П/и «Дом».

3. Выложить дом пластилиновыми жгутами по контуру.

27. «Правила дорожного движения».
Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить работать с пластилином.

1. П/и «Машина».

2. Обвести трафарет и вырезать.

3. Пластилинография «Светофор».

28. «Рыбки».
Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать зрительное внимание,память. Продолжать учить работать с бумагой. 1. П/и «Рыбка».

2. Упражнение «Чего не хватает».

3. Оригами «Рыбки в аквариуме».

29. «Насекомые».

Май. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином.

1. П/и «Насекомые».

2. «Нёс однажды муравей»- перекладывание гороха на ударный слог.

3. Пластилинография «Гусеница».

30. «Бабочки»
Продолжать работать над развитием мелкой моторики,координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами.

1. П/и «Бабочка».

2. Зашумлённые картинки.

3. «Бабочка» оригами.

31. «Лето».
Продолжать работу над развитием мелкой моторики. Совершенствовать память, внимание, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки»-ходьба указательным и средним пальцами.

2. П/и «Пчёлы».

3. Коллективная аппликация «Лето».

32. Диагностика Обследование мелкой моторики.